Шедевры советского кино
Документальный цикл "Шедевры советского кино" создан журналистом Александром Казакевичем, а в качестве режиссера выступил документалист Константин Голенчик. Главные герои - режиссеры, актеры, а иногда их родственники, вспоминающие о создании этих шедевров (сценарий, кастинг, интерсные факты о съемках). Название цикла условно - где-то и вправду шедевры, где-то - просто хорошие фильмы, а где-то просто кассовые... Но смело можно считать обозреваемые фильмы списком рекомендаций как минимум. А иногда и о смысле кино что-то всплывает...
 
Марк Захаров. Технология чуда.

Естественно, что речь об Обыкновенном чуде. Причем это была не первая экранизация, и далеко не первый спектакль. В предыдущей версии впервые блеснул Олег Видов (Медведь) и далеко не впервые Эраст Гарин (Король). Причем Гарин был знатоком и любимцем Шварца - короля он сыграл ещё и в Золушке и в Каине XVIII.
А дальше - кастинг и песни. Наиболее важными персонами стали Евгений Леонов, сделавший добрую, но пародию на Политбюро (эпизод с окном и взмахом руки Леонова как на мавзолее только по доброму настроению цензоров не вырезали), Олег Янковский, признанный роднёй Шварца очень на него похожим, Евгения Симонова (лучшая принцесса Советского Союза). Абдулов? Трюки упорно делал сам. Миронов? Включал дикое обаяние, чем "отстоял" эротическую песню про бабочку. Соломин и Васильева? Среди вторую эротическую песню. Так говорит Ким, во всяком случае.
Финал отстоял Захаров, не желавший полного хэппи-энда.
Оценка 7

Асса. Кто любит, тот любим.


Ну что можно рассказать о главном фильме перестройки? Очень много и многое не попадет в короткую рецензию о передаче Казакевича, который обошел все места съёмок, в основном в Ялте - гостиницы, ресторан, который теперь тоже гостиница, знаменитый фуникулёр, квартира Бугаева (он же Африка), Зелёный театр, куда собрались поклонники Цоя ради съёмки, собрал очень много героев, включая режиссёра, Говорухина, Африку, людей из его группы... А заодно поведал и байки о презентации фильма, телеграммах Лигачеву и Горбачевуи и т.п. Любопытно, что большая часть артефактов из фильма, в том числе коммуникативная труба, оказались в собраниях крупных музеев, вплоть до малой Третьяковки и Эрмитажа.
Но чего опять не хватило, так это смысла и конкретики влияния на советскую действительность. Думается, что смыслов в Ассе куда больше, чем появившиеся в фильме идеи индийского фильма на нашей почве и даже идеологической диверсии советского андеграунда в кине большого советского режиссёра. Про разноцветный фуникулёр 25 интересно, но кино же лирично только по вторую очередь, а плодить фетиши особо незачем - все равно поглубже будет смысл, как, например, со вставками про Павла, смысл которых сам Соловьев не очень понимал, но в итоге же он есть...
Оценка 7


Мимино. Сдачи не надо.


История создания одного из шедевров Данелии полна, в первую очередь, сценарной разработки. Отправной точкой стал прикованный на замок где-то в грузинской деревне вертолёт, подсмотренный то ли Резо Габриадзе, то ли самим режиссёром. Потом это была история Виктории Токаревой, которая воплотилась в фильме Шла собака по роялю про любовь к вертолётчику молодой девушки.
Но Данелия счёл этот материал для себя не слишком интересным. Вот постепенно и стала расти из этого сора история грузинского сокола, который был в один момент даже стюардом в одном самолёте с Ларисой Ивановной, но в итоге остался пилотом.
Несмотря на ультиматумы режиссёра (в частности, по неудобному для властей вопросу разговора с Тель-Авивом), фильм получил признание и даже госпремии. Особенно отличились актеры (неприятный разговор о пристрастии Мкртчяна к алкоголю), которые придумали половину крылатых фраз в фильме.
Есть и эпизоды, повлиявшие на жизнь конкретных людей - например, в ресторане гостиницы Россия после фильма уволили музыкантов за нетрудовые доходы - авторам пришлось заступаться.
Как всегда, не так и много сказано о смыслах - разве что Буба Кикабидзе заметил, что фильм не комедия (Данелия выразился в том же духе), а драма о том, что у каждого есть свое место в жизни... Так и есть.
Оценка 7,5

Тот самый Мюнхгаузен.


Рассказ о съёмках самого популярного фильм Марка Захарова.
Пожалуй, два момента отметится: атмосфера на съёмках, о которой сказали все и неожиданный, хотя сейчас кажущийся единственно возможным, выбор на главную роль Олега Янковского. Слишком уж умное лицо и драматический характер, чтобы играть комедийную роль. Но Олегу Ивановичу подвластно всё.
Ну и пара историй, самая знаменитая из которых про искажение сценария, причем в ключевой сцене про умное лицо, которое должно было быть серьезным. Этого Горин не простил, поэтому Мюнхгаузену предпочитал Свифта, который у Янковского выразительно молчал.
Оценка 7

Дело Деточкина


Ведущий Казакевич вновь делает экскурс в историю советского кино. Пожалуй, главное отличие этой серии от всех предыдущих - сосредоточение на сценарии и главном герое - Юрии Деточкине. Это к тому же первый совместный сценарий Рязанова и Брагинского. Так что прототип, легенда, худсовет, выбор Смоктуновского на роль - обо всем этом в фильме и рассказывается.
Оценка 7

Зигзаг удачи. Я, можно сказать, ее люблю.


Рассказ о самом недооценённом фильме Рязанова. В качестве рассказчиков - дочь Рязанова, Валентина Талызина, Валентина Теличкина... Фильм интересен тем, что уже ушло безвозвратно - облигации, касса взаимопомощи, профсоюзные собрания, сватовство, кооперативные квартиры, фотография, план и т.д. Как ни странно, но не вспоминается фильмов, в которых так переплетается бытовая жизнь, вернее, образ жизни, социальные структуры и человеческие отношения. Может быть, эта сложносочинённость и не позволила достичь культового статуса. Ленту могли вообще отправить третьим экраном из-за неблаговидного показа тех самых профсоюзов. Но Рязанов отстоял.
Актерский состав, судя по всему, на картине просто расслаблялся - Бурков и Евстигнеев отмечали съёмочные дни, к примеру, и привлекали Талызину к этому делу... Сама Талызина стала как бы непривлекательной, но обаятельной героиней нашего кино... Но это, конечно, условно. Ведь Евстигнеев и Талызина составили одну из самых обаятельных пар советского кино, но хэппи-энда всё же не случилось. Может, поэтому фильм остался немного грустным и почти не сказочным новогодним фильмом. Даже у Рязанова.
Немного огорчает чуток жёлтый стиль изложения истории Зигзага, но это, видимо, завлекает нынешнего зрителя. Хорошо, что желтизна лишь налетом алкоголя присутствует.
Оценка 7

Тихие зори Станислава Ростоцкого.


Экскурсия в съёмки и историю фильма А зори здесь тихие. Неожиданный ход Казакевича - приход в школу на сеанс фильма. А он ведь трёхчасовой, да ещё с запасом. Что же влечет школьников?
В этот раз в передаче дикое количество спойлеров... Но это неважно - большинство фильм видели. Но не все знают, что у Остроумовой роль не получалась, что Андрею Мартынову всего 26 лет, что сцену в бане снимали женщины, что снимали весной в Карелии, что Ростоцкий, несмотря на протез, шел в болота и стоически сносил все. Что сцены прошлого должны были поддержать эмоции зрителя. Хотя, думается, мысль была проще - женщина создана для любви, а не войны.
А фильм смотрится на одном дыхании, и каждый раз с комом в горле.
Оценка 7,5

Печки-лавочки. Шедевр от отчаяния.


История создания одного из немногих фильмов Шукшина... Просто немногих, потом что многого не успел. Вот и Печки-лавочки возникли из так и нереализованного проекта про Стеньку Разина - мечты Шукшина. Да и Печки-лавочки не сразу были одобрены, а художественно возникли ещё и из положенной на полку Аси Клячиной. Поэтому Шукшин включает много кадров со своими земляками из гущи народной... При этом он хотел, чтобы главную роль сыграл Леонид Куравлёв. Но тот фактически отказался, уговорив сыграть самого Шукшина...
Но, пожалуй, эта серия оказалась самой слабой (пока) в цикле о шедеврах советского кино - слишком мало именно смыслов улавливается в этом фильме.
Оценка 6,5

Пять вечеров до рассвета.


Продолжается сериал Казакевича о хитах советского кино. На этот раз хит неочевидный, возникший из-за простоя на картине Несколько дней из жизни И.И. Обломова. И съёмочная группа с Михалковым во главе должна была снять Пять вечеров за 26 дней, за 2 дня озвучить, и ещё за сколько то дней смонтировать. Любопытно, что западный зритель так и не смог понять, что такое коммунальная квартира, показанная в фильме - позже этот прием, понятый как броуновское движение, усугубит Алексей Герман аж в двух своих картинах - Мой друг Иван Лапшин и Хрусталев, машину! Правда, у Михалкова этот прием вышел не намеренно. А кто-то принял людей в квартире за одну большую семью.
Так или иначе, но фильм стал советской классикой, хотя слегка отступил от изначальной версии пьесы Володина, написанной под человека, который провёл годы в лагерях...
В остальном, кастинг, съёмки, персонажи и актеры - всё это есть. И даже во главе с Михалковым, что редкость - режиссёры редко говорят о фильме в этом проекте сами (да и не удивительно - большинство, увы, уже в ином мире). Любшин, Кузнецова, Теличкина, Адабашьян... И все вспоминают напряжённую работу, но хорошую атмосферу на площадке.
Оценка 7,5

Кавказская пленница. Это же вам не лезгинка, а твист.


Очередная серия цикла Казакевича о советском кино. В частности, о самом кассовом советском режиссёре - Леониде Гайдае.
Главными свидетелями стали жена режиссера Нина Гребешкова и композитор Александр Зацепин. Остальные участники фильма в большинстве уже ушли от нас.
Естественно, что главной фишкой вновь стали "репрессии" против Гайдая, которого обвиняли в безвкусице и потакании толпе. Правда, Мосфильм ставил его в свои планы раз в два гола, чтобы подзаработать.
Помимо прочего, это был последний фильм с троицей Никулин Вицин Моргунов (про последнего отзывы не самые лучшие - болел звёздной болезнью). Именно ее критиковали даже симпатизировавшие режиссёру коллеги. Вроде как самоповтор.
Досталось и Варлей - симпатичная как девушка она признавалась не совсем уж и актрисой (из цирка пришла, кстати) . Отдельной проблемой стал товарищ Саахов, бывший ранее Дзасоховым, но из-за совпадений с реальными людьми поменявший первоначальную фамилию. В общем, как всегда все вполне обстоятельно.
Фильм же - шедевр. И даже обычные реплики стали крылатыми. Актеры уж больно хороши.
Оценка 7,5


Человек с бульвара Капуцинов. Билли, заряжай!


История создания последнего суперхита советского кинопроката.
Удивительно, но фильм делался аж 8 лет! Именно столько прошло с момента написания сценария до выхода картины. Михаил Боярский, Леонид Ярмольник, Александр Иншаков, Алла Сурикова рассказывают о достижениях и проблемах фильма, собравшего созвездие актеров даже в эпизодах...
После этого документального фильма создаётся ощущение, что это была полная импровизация и лебединая песня советского кино, построенного на актерском мастерстве в даже, казалось бы, легковесном материале.
Главная фигура - конечно, Андрей Миронов, который зазвал Боярского на съёмки, да и многих других. Был практически ассистентом режиссера. А в остальном - шоу импровизаций великих актеров... Жаль, что декорации, несмотря на заступничество Суриковой, сожгли. А ничего столь же доброго, пусть и проигравшего Мистеру Секонду, советское кино не создало. Как сказал Боярский, раньше делали каждый кадр, чтобы он смотрелся зрителями, а ныне - для денег.
Оценка 8


Зимний вечер в Гаграх. В чечетке главное - кураж!


Очередная история кино из цикла "Кино о кино". О Зимнем вечере рассказывают его режиссёр Карен Шахназаров, исполнитель одной из главных ролей Александр Панкратов-Черный... Постановщик хореографии. И, кажется, всё. Ну, разумеется, ведущий Казакевич.
В отличие от многих фильмов цикла, Зимний вечер в Гаграх не является культом ни у зрителей, ни у критиков - его аудитория не была запредельной (около 13 миллионов человек). Но все же фильм любим. И создатели документалки о нем вроде бы осознают, что дело, в первую очередь, в Евгении Евстигнееве, который стремился получить эту роль, хотя на неё пробовались не меньшие легенды типа Леонова и Ефремова.
Панкратов получил роль Аркадия во многом благодаря отказу от неё Игоря Скляра, который предпочел работать в театре Льва Додина.
Роль певицы Мельниковой предлагалась Алле Пугачевой, но та не рискнула сыграть саму себя.
Но больше всего места отдано под прототипа - Алексея Быстрова, солиста ансамбля Александрова, которому сам Сталин дал прозвище Волчок. Быстров работал в съёмочной группе Мы из джаза и умер во время съёмок... А его судьба заинтересовала больше, чем набросок сценария про группу чечеточников.
Оценка 7,5

Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён! Без сюрпризов не можете?!


Из цикла Казакевича о съёмках советских фильмов. Ещё студентом Климов был взят на этот проект, но характер у него уже был непростой, хотя взяли его за умение работать с детьми. Ему пришлось отстоять Евстигнеева, воевать с импровизациями Алексея Смирнова (хотя тот был богом для детей), дорисовывать образы вместе с Лидией Смирновой (хотя она "пережимала" и добавляла гротеск), Алейниковой (чьей роли вообще не было) и т.д. При этом были и стукачи в группе. Так что пришлось пробивать фильм. Помог Герасимов который после признания комиссией фильма как антисоветского поднял бунт и привез фильм Хрущёву, который признал его смешным и не счёл никакой пародией на себя.
Сам Климов, кстати, считал фильм сатирическим, но не антисоветским и до конца жизни его не любил, потому что хотел снимать (и снимал) совсем другое кино.
Как бы то ни было, но антисоветчина в фильме была.
Оценка 8


Сибириада. Чёрное золото эпохи соцреализма.


Очередная серия сериала Казакевича и Менделеева о советском кино и неожиданно о неочевидном фильме. Всё-таки Сибириада - не самый массовый продукт советского кино. Скорее, наоборот.
Самое сильное впечатление от сего документа - начальные слова Кончаловского. А брякнул он примерно следующее: Деньги давали, снимали, что хотели.
Причем сняли даже одну из первых эротических сцен нашего кино - с Гурченко и Михалковым.
Оценка 7,5
Категория: TV & the Radio | Добавил: smidmi79 (29.07.2020)
Просмотров: 467
Всего комментариев: 0
avatar
close