Код Культуры. Кино
Канал "Культура" - единственный оазис, в котором хоть что-то цветет в области кино как искусства. Конечно, есть кино и на других каналах, а уж передач о кино и особенно о советском вообще пруд пруди, но все они рассказывают что-то очень личное если не в духе "Экспресс-газеты", то в лучшем случае "Каравана историй". На "Культуре" еще остался аромат интеллекта и профессионализма (в смысле отражения кино как профессии). В качестве флагманов - Шепотинник с "Кинескопом" и Джеймс Кэмерон с "Историей научной фантастики".


История научной фантастики с Джеймсом Кэмероном. Дальний космос.
На сей раз тема - путешествие далеко в космос - на авансцене Джордж Лукас (Звёздные войны), Стартрек, Звездный десант и Пол Верховен, Марсианин Ридли Скотта. И, конечно, Космическая одиссея 2001 Стэнли Кубрика.
И Кэмерон вновь не ищет лёгких путей - пытается опознать, какие приёмы специфичны именно для фантастики, в чем идея далёких путешествий. И Кэмерон совершенно удивительный интервьюер - фантастически точно попадает в интонации своих маститых коллег (да и кто, кроме него, мог бы с этим справиться? Кто ещё равен Спилбергу и Скотту?!). И невероятно наблюдать, насколько все эти великие режиссёры любят и понимают в деталях свою профессию.
Оценка 9

История научной фантастики с Джеймсом Кэмероном. Путешествия во времени.
Очередная серия истории с Джеймсом Кэмероном. И она получилась вполне внятной, потому что расследует несколько фильмов, которые открывали жанр по-своему.
Последовательно разгребаются Назад в будущее, Терминатор, Интерстеллар, Петля времени, что-то там про Брэдбери и эффект бабочки, Невероятные приключения Билла и Тэда, День сурка...
И ведь в каждом находится что-то, что отвечает на важные вопросы для человечества - возможны ли перемещения во времени и как прошлое влияет на будущее... Назад в будущее вообще задал очень много и канонов и вопросов - типа "почему исчезают люди на фотографии, а фотографии хоть бы хны. Терминатор задаёт вопросы о предопределении, но ответ даёт об ответственности за судьбу, Интерстеллар даёт другой взгляд на путешествия во времени - можно вперёд, но нельзя назад... Даже телескоп Нолан сравнивает с машиной времени, потому что свет запаздывает на несколько лет. Про солнце хорошая шутка - может, его уже нет, а мы об этом ещё не знаем.
Приключения Билла с Тедом про то, что будущее явно лучше прошлого, а День сурка использует временную петлю для рассказа об истории преодоления эгоизма и этой самой временной петли.
И снова нет никакой конкуренции, зато отличные диалоги Кэмерона. Показался ли момент или на самом деле, но Шварцнеггер прикинулся шлангом, как будто ничего не понимает и заметно преклонение перед Кэмероном, "который все придумает". И тот ловит Нолана, чтобы совместно покрутить какие-то идеи. Круто.
Оценка 8,5


История научной фантастики с Джеймсом Кэмероном. Монстры.
Удивительно, как в чисто познавательный фильм затащили не только Кэмерона, но и Спилберга, Дель Торо, Ридли Скотта, Эммериха, чтобы поговорить, как фантастическое кино играет и проецирует наши страхи. Дель Торо о Тихоокеанском рубеже, Спилберг о Парке Юрского периода, Скотт и Уивер о Чужом и Чужих, Эммерих о Годзилле, Джефф Голдблум помимо Парка ещё и о Мухе. Ну ещё и Нечто.
К счастью, Кэмерон и собеседник тонкий и интересный (притом что и не чистый интервьюер) и мастер своего дела, наполняющий разговор не только технологиями, но и смыслами - "жизнь лазейку найдёт" в Парке (любопытен эпизод, где в машине у героев оказалось два женских ремня безопасности), не делай непрогнозируемого в Мухе, нахождение страха в роботах в Тихоокеанском рубеже, Годзилла - о последствиях атомной бомбардировки и обратке для Америки в Нью-Йорке.
Оценка 7,5



Кинескоп с Петром Шепотинником. 70-й Берлинский кинофестиваль.
Как всегда, у Шепотинника свой взгляд на программу фестиваля, так что он идёт по своим фаворитам, а не по фестивальным и критическим.
Мальмкрог. Реж. Кристи Пую. Экранизация Владимира Соловьева как диспут о религии.
Дау. Наташа. Реж. Илья Хржановский, Екатерина Эртель. Прорывной, по мнению Шепотинника, проект в истории кино. Приз за операторскую работу.
Дурные сказки. Реж. Дамиано и Фабио Д'Инноченцо. Странный мир детей, которые пытаются найти себя... Серебряный медведь.
Я хотел спрятаться. Реж. Джорджо Диритти. О художнике (скульпторе) Антонио Лигобуя (?) - сумасшедшем, конечно. Приз за лучшую мужскую роль Элио Джермано.
Соль слез. Реж. Филипп Гаррель. О воспитании чувств и любви между возрастами.
Удалить историю. Реж. Бенуа Дельпен, Гюстав Керверн. Против всесилия гаджетов...
Остальные призёры просто перечислены.
Оценка 8

Кинескоп. 76-й Венецианский кинофестиваль.
Как всегда, личный взгляд на программу киносмотра Петра Шепотинника. Фильмы в обзоре:
Джокер. Реж. Тодд Филипс

Мартин Иден. Реж. Пьетро Марчелло
Преступный человек. Реж. Дмитрий Мамулия
Тело Христово. Реж. Ян Комаса
Оценка 8

Острова. Михаил Швейцер.


Немного ностальгическая и импрессионистская передача о классике (во всех смыслах) советского кино. Картины настроения из писем, фильмов и немногих воспоминаний (его самого, Юрия Норштейна, жены, дочери) о режиссёре.
Оценка 7

Острова. Инна Чурикова.


Вообще-то Острова - цикл об особенных актёрах, реже - режиссёрах, ушедших из жизни. Инна Чурикова, к счастью, с нами, но, видимо, пройти мимо такого острова абсолютно нереально. По прошествии времени трудно восстановить, что именно показали в фильме. Но ощущение, что это в первую очередь Ленком и творческий и личный союз с Глебом Панфиловым, не покинуло. А в центре - сама Инна Михайловна со своим талантом и мироощущением... А роли и в Википедии можно глянуть. Мусора там точно нет.
Оценка 7,5

Острова. Николай Крючков.


Гениальный советский актер раскрывается в фильме как человек, умевший быть душой общества, обладавший чувством юмора и чувством собственного достоинства, позволявшего искренне отвечать всесильным Берии и Василию Сталину (впрочем, с последним он вроде и дружил). И, конечно, трудолюбием, срубавшим от голода во время войны и освоенными тракторами, самолётами и ногами в танце.
И как актер он тоже менялся - от героев 30-х к героям оттепели и достойной... не старости даже, закату.
Особое место, конечно, Трактористам и Небесному тихоходу.
В фильме о поздних ролях, к сожалению, ни гугу.
Оценка 7

Обаяние таланта. Юлия Борисова.


Актриса, созданная для театра. Причем театра Вахтангова. Поэтому о ней вспоминают его актеры - Лановой, Ульянов, Яковлев. Красивая и властная - редкий женский типаж. Наверное, поэтому не была особенно востребована в кино , зато роль Настасьи Филипповны у Пырьева запомнилась всем (Яковлев выразился про крепкую дружбу с кинематографом, но не любовь). Жаль, что театр на экране появляется редко и оценить всю прелесть актерского таланта Борисовой нам почти не суждено.
Оценка 6,5

Евгения Ханаева. Под звуки нестареющего вальса.


Евгения Ханаева - актриса и человек редкой судьбы. Будучи из аристократической семьи (отец - народный артист СССР, оперный певец), она закончила школу-студию МХАТ, попав в первые выпуски, не получившие толковых шансов из-за неухода мхатовских "стариков". Но все же она нашла себя в театре. Увы, поэтому не сложилась личная жизнь. Фильм деликатно обходит тему расставания с сыном, который стал главным комментатором, но это было болезненно и мучало всю жизнь. Тем не менее, главным был театр и тяжёлое амплуа клоунессы... Вот только кино о Ханаевой забывало. Вернее, не знало. Очередная королева эпизода. Правда, и таких мало - кто ещё мог сыграть так в Монологе у Авербаха? Роли матерей, свекровей и т.п. - ее стезя. Покуда не пришел Меньшов и не пробил для нее роль в Розыгрыше, несмотря на конкуренцию самой Лидии Смирновой (на тот момент куда более популярной и известной). И Ханаева настолько вжилась в образ, что впоследствии ее посадили в президиум учительского съезда по обсуждению реформы образования. Харатьян хотел отвечать у неё на пятёрку на съёмках.
Погубила машина, которую она обожала. Звание Народной артистки СССР она получила уже при смерти после неудачной операции на позвоночнике...
Оценка 7
Категория: TV & the Radio | Добавил: smidmi79 (30.07.2020)
Просмотров: 214
Всего комментариев: 0
avatar
close