Код Культуры. Игра в бисер.
Код Культуры. Игра в бисер.

Ток-шоу о классических произведениях мировой литературы - Достоевский, Тургенев, Фицджеральд, Уайльд, Дюма, Набоков, Алексей Толстой. Но книги обсуждают и в других программах - одна из них посвящена знаменитому фантасту Александру Беляеву, а в цикле Открытая книга Сергея Шаргунова о новых книгах российских писателей диалог с Егором Водолазкиным о его романе Брисбен.
Игра в бисер. Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы.
Передача превратилась в соло Волгина, который изредка давал возможность что-то сказать гостям. Да и трудно ожидать, что один из главных специалистов по Достоевскому в мире отдаст кому-то свою вотчину.
Разбиралось же несколько сюжетов: национальность романа, сюжет в сюжете (о Великом инквизиторе), о прописанности второстепенных героев и писателе Достоевском, который по мнению философа Подороги проявлял небрежность, вставляя невставляемое в текст, или же играл с читателями... Интересный, но не столько разговор, сколько лекция.
Оценка 7


Игра в бисер. И.С. Тургенев. Ася.
Старый выпуск 2013 года, в котором обсуждается один из самых раскрученных персонажей русской литературы - тургеневская девушка. Один из редких выпусков, который слушать даже забавно, потому что участники искренне и эмоционально спорят навроде бабушек на лавочке. Разница только в уровне образования, потому и интересно.
Главный контекст - эротический. Потому и действие в Германии и встречи не в публичных местах, и намеки на инцест (а то и не инцест - Ася ж незаконнорожденная, причем по предсмертным словам отца). Дмитрий Бак вообще обозначил незавидную судьбу таких девушек: между гувернанткой и проституткой... Неожиданный контекст.
Оценка 8

Игра в бисер. Френсис Скотт Фицджеральд. Великий Гэтсби.
Обсуждение романа ФСФ превратилось едва ли не в обличение капитализма, в котором богатство становится мерилом человека - Гэтсби, чтобы заслужить любовь Дэйзи Бьюкенен, должен был разбогатеть... Но парадокс богатства и морали, не признающей, как оказалось, некоторых источников обогащения... Как всегда, участники обсуждения тонко подмечали детали романа... По итогу захотелось его назвать Блеск и нищета эпохи джаза или просперити.
Оценка 7


Игра в бисер. Владимир Набоков. Лолита.
Самый скандальный, доходный, лишивший Нобелевской премии, хотя вроде и не лучший, роман Владимира Набокова.
Несколько деталей интересны из разговора:
1) нарочитая пародийность многих сцен
2) вообще-то не новизна темы, в которой отметился Мопассан аж с 8-летним ребёнком, но без откровенных сцен.
3) роман позволил Набокову быть просто писателем, потому что обеспечил, но и лишил Нобеля, поскольку в комитете решили не давать премии писателю, пишущему о мерзости.
4) сама передача половину хронометража посвятила сравнениям и аллюзиям на Достоевского - Бесов и Преступление и наказание. И совсем чуть про Фрейда.
Оценка 7,5


Игра в бисер. Александр Дюма. Граф Монте-Кристо.
Почему какие-нибудь Парижские тайны Сю почти забыты, а книги Дюма читают и почитают? Хотя этот Сю был популярен в свое время не меньше. А то и больше. Выяснилось, к слову, что Дюма был к чужой славе ревнив и очень хотел переплюнуть её.
Как всегда подробный разбор образов, механики мести и опустошения главного героя. Лёгкий спор о Вильфоре - спасал ли он отца или свою карьеру. Символика нового рождения после побега (шторм, вода, голый человек, новое имя). Аббат Фариа как один из самых интересных персонажей. Наконец, проблема Монте-Кристо как положительного героя.
Самое главное достоинство - это всё-таки умение соорудить гениальную интригу.
Оценка 7

Игра в бисер. Алексей Толстой. Золотой ключик.
Вроде детская книжка, а не только детям интересно. Во-первых, из-за того что это отличается от Карло Коллоди. Во-вторых, не несёт в себе его родовых недостатков - морализаторства, например. Зато есть аллюзии и пародии на Мейерхольда (Карабас-Барабас), на поэтов Серебряного века (Блок, то ли Ахматова, то ли Цветаева), победа творчества и его энергии над миром чистогана. Кто-то даже нашел параллели со Сталиным. Да и герои неоднозначны во главе с прирожденным, но не лезущим на рожон лидером в лице Буратино.
Оценка 7,5

Игра в бисер. Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грэя.
Один из главных эстетских романов рубежа XX-XXI вв. эксперты дружно уважают и даже любят и одновременно костят за литературное несовершенство и прочее. И так и не решили, роман ли это воспитания. Зато аллюзии на дьявола (лорд Генри) и Бога (художник), про суть искусства и его связь с действительностью, про любовь и похоть порассуждали.
Оценка 7


Открытая книга. Евгений Водолазкин. Брисбен.


Тот случай, когда книга становится поводом поговорить с автором о нем самом - пересечениях романа с его жизнью. Шаргунов в качестве ведущего немного скован, но зато задаёт вопросы высокого литературного качества - о выборе места действия (что Брисбен условен и далёк), об отношениях полов (интимной разговор о любовницах), о церкви (выясняется, что оба писателя - традиционалисты) и многом другом.
Оценка 7,5

Александр Беляев. Рождённый летать. Автор сценария: Мария Соколова. Режиссёр: Денис Чуваев. 2009 год.


Про создателя советской фантастики с трагической судьбой, но верой в лучшее. Александр Беляев воевал в первой мировой (во всяком случае, форма есть) и лишь после Гражданской начал писать. Несмотря на родство с Жюлем Верном, его интересовал человек и его будущее.
Кстати, был руководителем ещё и любительского театра и был знаком со Станиславским, дале подменял там актёра на гастролях в Смоленске.
Увы, умер от голода, отягощённого болезнями, преследовавшими писателя всю жизнь.
А сам фильм построен во многом на экранизациях.
Оценка 7
Категория: TV & the Radio | Добавил: smidmi79 (29.07.2020)
Просмотров: 173
Всего комментариев: 0
avatar
close