Код Культуры. Философия и культурология
Мифы и монстры. Любовь и предательство. 
Английская программа о мифологии и мифологемах - хлеб в основном античность: Вергилий, Еврипид... Особенно хороша история Медеи - чужой среди своих, убившая из-за предательства Ясона его детей (негреческая культура пестрит эмоциями)... Клитемнестра тоже ничего - месть Агамемнону за жертву Ифигении... Кое-что взяли и из средневековья. Но, честно говоря, больше напоминает пересказ мифов, чем их интерпретацию. 
Оценка 6,5 

Кто, если не я. Памяти Г. Щедровицкого. 
Знаменитый советский философ, разрабатывавший философскую методологию. Марксист по мышлению, но если и не борец, то не любитель советской системы. При этом патриот, искренне любивший Россию, но всё-таки как интеллигент. А это очень специфическая любовь - вырастающая как нелюбовь к государству (притом что Щедровицкий - системник). 
О нем в весьма технологичном стиле говорят его ученики. Что характерно, то ли подобраны так, то ли и вправду больше именно таких, но в основном руководители разных контор, включая бывшего вице-премьера Виктора Христенко. Философов нет, один доктор геологических наук... Философии толком тоже нет. Сплошное либеральное чириканье и славословие, которое философ заслуживает, но хотелось бы хоть вкратце, но основные фишки его учения узнать. Критицизм, системный анализ - все это хорошо, но мало. 
Оценка 6,5 

Александр Якимович. Шекспир. Сервантес. Веласкес. Лекция в цикле Академия на канале Культура


Историк культуры рассказывает об основных концептах творчества Шекспира, Сервантеса и Веласкеса. 
В первую очередь их революционность по отношению к культуре прошлого (традиции). От создания персонажей со своей правдой (неоднозначной) от Фальстафа до Гамлета до тезиса "люди плохи, а жизнь прекрасна". Есть и любопытная мысль о понимании Шекспиром языка как единственного способа коммуникации. 
Оценка 8 

Сергей Иванов - Юродство с точки зрения истории культуры. Лекция в 2 частях в цикле Академия канала Культура. 


Интересная лекция, разбирающая юродство как особый российский феномен - отчасти даже политический, - отделяя его от сумасшествия, скоморошества и явной оппозиции. 
Оценка 8

Магистр игры. Вакансия поэта. 


Владимир Микушевич - религиозный философ, культуролог и просто интересный человек, восстанавливающий связь времён и смыслов. В этой передаче он берёт к анализу стихотворение Пастернака 1931 года Иль я не знаю, что в потёмки тычась... (Вакансия поэта). 
Речь о природе поэзии и ее столкновении с природой власти. Микушевич противопоставляет Гомера и Платона. Государство - оно ж земное, упорядоченное человеком. Поэзия - заговорившее слово Бога (или богов, коль речь о Греции). А бог любит напоминать о суетности мира, абсурд, внесённый в строгий порядок бытия. Микушевич обращает внимание на то, что слово сказанное важнее, сакральнее слова написанного. Поэтому Гомер исключительно говорил, а не писал. Написанное перестает быть поэзией, оставаясь только рифмой. Кстати, слепота Гомера мифична, ибо касательна лишь незримости для поэта троянской войны. 
Платон отрицает поэзию как игру теней, а не борьбу идей. Именно поэтому в идеальном государстве поэзии нет. Образ идеи - это идеальный человек. 
Это то и смыкается с мироощущением Пастернака, который нёс божественное (опасное, непонятое, чудесное) слово в идеальном государстве СССР. А если слово не опасно, то оно не поэтично. 
Странно, что у германцев поэзия и власть гармонизируются - что противоречит сути поэзии по Микушевичу. Но такова западная традиция. Но поэт сохраняет язык, энергию и божественное в мире... Характерно, что Пастернак возвращает поэзии ее истинность - слово само по себе (определение Сартра), в то время как Маяковский и особенно Хлебников, создавая правила и нарушая рифмы (здесь и Бодлер постарался, который разрушил белую манию стиха) убивали прежнюю поэзию строем... 
Отдельный респект не только умнейшему человеку, но и создателям антуража, в котором больше космоса и вечности, чем кабинета, с которым ассоциируется гуманитарное и вообще научное знание. 
Оценка 8,5

Великое расселение человека: Африка, Америка, Европа 
Цикл BBC показан на канале Культура и со свойственными англичанам обстоятельностью и незашоренностью на коммерции долго и слегка нудно рассказывается на археологическом и даже климатическом материале о ранних миграциях человечества. Можно прямо показывать на уроках, как человек, пользуясь то расширением, то сужением Сахары и обмелением Красного моря, перебрался в Аравию, откуда побрёл в Азию, затем - в Австралию, а потом из Азии через Берингию в Америку. И хоть там был ледник, но внутри него образовался коридор (каньон?), по которому люди пришли в Северную Америку. В Южную они, видимо, попали из Австралии... Как? Вопрос лежит в будущем. Недурной сериал страдает парой недостатков: 1) длинноват, хотя и нагружен доказательствами из археологии и климатологии. 2) почему-то у меня выпала серия об Азии и Австралии 3) расизм. В Европе? Расизм? Ага. В Европе, расизм. Правда, мягкий и ненавязчивый. Почему-то об антропологии речь идёт во всех сериях, но только в европейской речь идёт о творчестве и искусстве. А в самой первой части в самом начале, об Африке признаком человека объявляется именно оно. Как же так? Ведь пещеры с живописью есть не только в Старом Свете... Ну да, кроманьонец и все такое, но как-то это не вяжется с трендами дня сегодняшнего. 
Оценка 6,5

Япония многоликая


Можно было бы назвать фильм Япония: традиции и инновации. Не сказать, что очень много нового посчастливилось узнать, но повторение - мать учения. Опора на корпоративный менталитет, официальный (до 2016 года) пацифизм в Конституции, не толпа, но очереди в метро, успешная борьба с пробками с хайвеями, проходящими мимо льготного жилья и необходимым парковочных местом к авто, мусороперерабатывающие предприятия со сплошными роботами и всего 5 работниками в смену, отсутствие мусорных баков, но абсолютная чистота на улицах, благодаря раздельному сбору мусора с 1960-х и волонтёрам, забирающим запрещённые сигареты прямо из рук, небоскребы, возникшие благодаря сейсмостойкости (до них выше 31 метра строить было нельзя). Рис, выращиваемый фермерами с тщательностью биологов с микроскопом, рыба и суси (ш нет в японской речи), добываемые поколениями рыбаков, миллион йен за обучение в университете, стареющее население, мало молодёжи, но все же Япония один из лидеров современного мира. Есть, чему поучиться. 
Оценка 7
Категория: TV & the Radio | Добавил: smidmi79 (29.07.2020)
Просмотров: 233
Всего комментариев: 0
avatar
close