История
Исторические программы разных каналов (Культура, 365) - в основном про крупные исторические фигуры - Бисмарк и Горчаков, Цзян Цин и Элеонора Рузвельт, Цинь Шихуанди, Александр Македонский, Ганнибал, Бенкендорф. В качестве довеска история российской дипломатии и русской еды.

Бабий век. Первые "первые леди" - Цзян Цин, Элеонора Рузвельт.

Выдающиеся личности, но несчастные женщины. Элеонора Рузвельт установила стандарт "первой леди", но при этом всего лишь исполняла супружеский долг... Хотя была при этом оскорблена тем, что у мужа есть любовница (его секретарь, причём с самого начала карьеры и до смерти). Правда, первый раз, когда обнаружила письма, Рузвельт поклялся, что прервёт отношения, а жена об их сохранении узнала постфактум. Зато ее подруга была министром труда, а она сама к 1939 году была популярнее мужа. То бишь деловая основа союза работала как надо.
Цзян Цин была куда как более сложна... Не удавшись как киноактриса (потом отомстила недоброжелателеям), оказалась в Пекинской опере, где её и приметил председатель Мао, надев на неё за кулисами пальто. Вернувши пальто, Цзян так и осталась у него... Вот только отношение мужа к верности было... прохладным. Мао вроде бы хотел жить 10 000 лет, а залогом бессмертия считал поддержание тела в тонусе, так что любовниц менял часто.
Вот Цзян ничего и не осталось, кроме как прославление Мао в театре и привнесение театра в политику... в репрессии, в частности.
Кстати, это очень колоритно отражено в китайской хронике - особенно хорош балет, где балерины в красном одеянии с коммунистическими символами танцуют во славу вождя...
Даже перед смертью он проводил время не с ней, а с какой-то проводницей... Но Цзян Цин после смерти попыталась сохранить свою власть, но... Повесилась в 1991 году...
В итоге, авторам удалось показать противоречие между политическими и творческими амбициями и личным женским счастьем. Вроде как выбор предоставляется самим женщинам.
Оценка 8


Цинь Шихуанди, правитель вечной империи. Реж. Джонг Джэ-Ун. 2017


Корейцы вдруг решили снять о первом императоре Китая фильм. Всё в тренде - сцены реконструкции, дорогие (умеренно) декорации, куча действующих лиц и комментарии историков.
Первая серия посвящена его пути к власти и созданию империи. Русскому уху тяжко воспринимать коллизии всей этой борьбы с китайскими именами и названиями. Так что смотрится нелегко.
Вторая серия уже больше не о живых, а о мёртвых, а именно о создании мавзолея и знаменитой терракотовой армии.
Оценка 6,5



Как возводили Великую китайскую стену. Реж. Лян Жэньхун.Китай, 2020.

О том, как трудно изучать китайскую историю и о том, что для нас Китай - это вечность, а когда-то отдельные царства начинали строить китайскую стену, умудряясь драться меж собой. Вот и пришёл Цинь Шихуанди, который всех победил и стену достроил. Все остальное - имена, названия, даты - идентифицировать чрезвычайно трудно, ибо китайская культура для нас - потёмки. Да ещё и вечная уже теперь тема с реконструкцией событий - полухудожественный стиль делает свое чёрное дело...
Оценка 6

Кунг-фу и шаолиньские монахи. Реж. Вэй Сяо. Китай. 2019


Китайский фильм о современном Шаолине, где через историю мальчика рассказывается о жизни монахов, их боевом искусстве и занятиях... боксом!
Кстати, о духовных практиках китайских чэнь-буддистов совсем чуть...
Оценка 6


Александр Македонский. Путь к власти.


Уже начинают утомлять реконструкции и смешение научно-повествовательного стиля и художественной постановки. Тут ещё надо отдать должное, она очень яркая. Но битый час пересказываются более-менее известные вещи, да ещё и сильно напомнившие неудачный фильм Оливера Стоуна Александр... Мудрый Аристотель, вещающий про смелость и безрассудство, юный Александр меж матерью и отцом, коварная Олимпиада, жестокий мужлан Филипп... Это уже архетипы, а хочется большего. Впрочем, для юношества все может видеться иначе.
Вторая серия - вообще художественное переложение традиционной истории Александра - победы при Иссе и Гавгамелах, восхищение Вавилоном и поджог вавилонского дворца. Крах в Афганистане (Бактрии и Гиндукуше), протест армии, переход через пустыню, малярия и смерть. Ах да - Гордиев узел. Нового ничего, но пусть будет.
Оценка 6,5

Легендарный поход Ганнибала.


Немецкий фильм о Ганнибале с модной нынче темой реконструкции событий, причём аж в двух аспектах - люди в одеяниях эпохи пунических войн воспроизводят фон времени, а современные учёные и энтузиасты пытаются воспроизвести перипетии итальянского похода Ганнибала. Источником служит в основном Полибий, а главная тема - даже не битва при Каннах, хотя и о ней скажут, а переход со слонами через Альпы. Ведь до сих пор загадка, а как это происходило. И фильм ответа... да и не даёт по сути. А в итоге вообще объявляет Ганнибала главным неудачником истории. Главный в смысле лучший. А про римлян вообще ни гугу.
Оценка 6


Государственные перевороты в России. Царевна Софья.


Кто есть Софья? Ретроград или прогрессивный реформатор? Авторы не сильно убеждают во втором, зато крепко идеализируют Софью, при которой жилось лучше и веселее... Странно, что сериал называется "государственные перевороты" , потому что он больше о правителях, которых свергли или которые сами свергли. С Софьей... Получается, что ее свергли. А образ властной женщины с картины Сурикова оказывается не столь уж властным. Роман с Голицыным? Нет - скорее, союз. А вот роман был с... кажется, Шакловитым.
Но не это главное - она была умна и образована, потому что воспитывалась Симеоном Полоцким, и могла иметь план реформ, хоть и отличный от петровского, но... Вряд ли удалось бы избежать вестернизации. Тем не менее, слишком уж светлый образ нарисован.
Оценка 7


Государственные перевороты в России. Николай II. Сериал канала 365.


Очередное уже оправдание последнего русского императора - хорошо образован, но рано вступил на престол, в первой революции ввели в заблуждение, Николай Николаевич - властолюбец, Милюков - интриган и т.д.
Аргументы все равно получаются в пользу бедных, тем паче что разрыв в 1916 году между государством и армией вызвал коллапс. Чего уж удивляться, что возник заговор. Причем именно в армии во главе с генералом Алексеевым.
Оценка 7

История русской еды. Искусство пития.


Во многом эта ТВ-серия повторяет недавно прослушанный подкаст Поручик Киже на эту же тему - пиво, медовуха в Древней Руси хоть и были, но доставались главным образом небедным людям, а кабаки и прочие питейные заведения появились лишь в 15-16 веках и приносили казне немалые деньги. Про спаивание, конечно, не гоаорится, но предположить его несложно.
Оценка 7

История русской еды. Русские идут!


Краткая история блюд русской кухни. Смущает попытка авторов вернуться в конец 1980-х, когда был создан миф о сытости русского народа, что явно противоречит действительности, потому как урожаи в России были явно скуднее. Это не помешало авторам заявить, что русские крестьяне ели лучше французов.
Но потом они ушли от этой темы и начали рассказывать о продуктах русской кухни: масле (вологодском и сибирском, которые объявлены исконно русскими, несмотря на французский привкус), Пожарских котлетах, белуге в 72 кг, кефире, секрет которого раскрыла женщина, похищенная кавказским князем в обмен на отказ от преследования... Бефстроганов, конечно, борщ, винегрет (он же - русский салат) и многое другое. И загадочный вывод: если бы не 1917 год, то у русского меню в Европе был бы приоритет как у экзотики. Почему-то типа Испании... Ну да ладно - истории вышли всё-таки более-менее интересными.
Оценка 7


Иностранное дело. Дипломатия Древней Руси.


История министерства иностранных дел в наиболее важных лицах и событиях. В этой серии представлен конспект учебника по истории дипломатии аж от Вещего Олега до Петра Первого. Особенно подробно изложен эпизод заключения договора с Византией, из которого ясно, что Константинополь город богатый и плохо защищённый, а в посольстве были славяне христиане и язычники и варяги, поклонявшиеся Перуну. История со сватовством Владимира к византийской принцессе Анне подана как дипломатический успех Руси, пользовавшейся раздорами во втором Риме. Хотя лично мне кажется, что это не совсем так.
Ещё один сюжет - путешествие к французскому королю Генриху в Париж, который был на то время захолустье, а сам король, в отличие от невесты Анны Ярославны, и грамотой не владел. Так что Русь была вполне передовой державой.
Особая тема - отношения со степью. Половцы (Мономах женил своего сына Юрия Долгорукого на половецкой княжне), монголо-татары... Особо отмечен Александр Ярославич, который не прислал войско на Сить, зато повернул тем самым орды монгольские на юг. В борьбе за власть все средства хороши...
Ну и, конечно, трагическая история Михаила Тверского и Юрия Московского... А затем и Дмитрия Грозные Очи...
Наверное, была и дипломатия Ивана III, но, видимо, я ее проспал... А сюжет с Софьей Палеолог очень дипломатичен.
А тут уж и Пётр, минуя Ивана Грозного и мельком Смуту...
Оценка 7


Иностранное дело. Хозяйка Европы. 
Пожалуй, самая дельная серия из цикла о дипломатической службе России. Главными героями ее стали главы коллегии иностранных дел и дипломаты золотого века русского дворянства. 
Одна из черт дипломатии - фаворитизм. Именно он во многом решил судьбу Польши, где на престол взошёл любовник Екатерины (что толком не скрывалось даже при живом Петре Третьем, кстати, позволившем совершиться главному дипломатическому провалу нашей истории - он дал составить мирный договор с Пруссией самому Фридриху) - Станислав Понятовский. Кстати, ставка делалась ещё и на бедность русских кандидатов. 
Например, Бестужев-Рюмин, ориентировавшийся во внешней политике на Англию и Австрию супротив Франции (та, например, серьёзно влияла на Турцию и претендовала на Польшу, а Шатарди при всём том финансировал переворот Елизаветы), сочетал в своём характере в равной степени российские интересы и личные. Что было в духе времени. Он, например, потребовал и получал от Англии 12 тысяч рублей (от России - всего 7 тысяч), а шведские дипломаты получали деньги от России... О времена, о нравы. Здесь случился и ещё один казус - Россия имела союз с Австрией и Пруссией и в их войне должна была бы помогать обеим, но... Предпочли порвать с пруссаками. 
Ещё один герой - Алексей Михайлович Обресков. Посол в Турции, он даже был арестован турками, но даже в тюрьме умудрялся вести дипломатию (парадокс, но встречи не были ограничены), а на заключение мира в Кучук-Кайнарджи не успел, опоздав по природным обстоятельствам на один день, но награду в 60 тысяч получил. 
Ещё один важный эпизод - деятельность Потёмкина. В частности оправдание Потёмкинских деревень. В этой истории, которая демонстрирует лизоблюдство фаворита и глупость императрицы, на самом деле игнорируется участие в поездке иностранных дипломатов и австрийского посла в частности. И это была акция, рассчитанная именно на них, даты показать, что Россия здесь всерьёз и надолго. 
Оценка 7, 5


Бенкендорф. О бедном жандарме замолвите слово. Реж. Александр Искин.

Фильм развеивает мифы о Бенкендорфе - главе III отделения е.и.в. канцелярии. Герой (хоть и нижнего ряда) Отечественной войны 1812 года, основатель политической разведки в России, администратор, но не бюрократ, защитник, а не губитель Пушкина, а ещё друг, а через внуков родственник декабриста Сергея Волконского. При этом не столько подавлял декабристское восстание, сколько противодействовал - например, распространял манифест о восшествии Николая Первого на престол. Правда, и сюжет рязановского фильма не выдуман...
Кое-что касается и Николая - пнули фильм Мотыля, но отчасти и справедливо - император не жаждал казни декабристов, Пушкина почитал как умнейшего человека империи, а свое цензорство считал привилегией. Любопытная мысль о монархии, которая совестью может отменить несправедливый закон. Что понимание Пушкина как либерала неверно - он был просвещенный консерватор.
Оценка 7,5


Европейский концерт. Бисмарк и Горчаков.


Речь о крахе европейского концерта, в котором стала солировать Германия. Из фильма следует, что Горчаков, скорее, проиграл. А ведь его учителем как раз и был Горчаков, покуда Бисмарк был в Петербурге в качестве посланника.
Авторы фильма при этом подчёркивают, что в исторической перспективе Бисмарк проиграл ещё больше - Германия почти в каждом городе установила памятники "железному канцлеру", но они исписаны граффити.... А конкурс на почтовую марку к 200-летию канцлера пестрил карикатурами, шаржами и прочими фишками... Но всё-таки думается, что это веяние времени и обида, что Германия сегодня не может позволить себе быть державой.
Оценка 7


Рассекреченная история. Угон номер один. 


Литовцы отец и сын Бразинскасы совершили первый успешный угон в истории нашей авиации с убийством стюардессы, получив убежище в Турции, а затем и в США. Фильм рассказывает не только о самом угоне и судьбах участников (пилоты, слава Богу, живы), а Бразинскасы, несмотря на "политику", счастливой судьбой обывателей не зажили - сын в итоге убил отца, но и о том, как угон изменил авиацию и безопасность в аэропортах. 
Оценка 7
Категория: TV & the Radio | Добавил: smidmi79 (29.07.2020)
Просмотров: 195
Всего комментариев: 0
avatar
close