Центрнаучфильм. Цикл о художниках.
Серия короткометражек, посвященных художникам начала XX века, в основном русским. Скорее, делалась из образовательных целей, но как сейчас этого не хватает. Даже в книгах с трудом найдешь что-то не биографическое, а искусствоведческое.
Но первый в списке - Винсент Ван Гог. Создавая своеобразный коллаж из работ, закадровый голос актера Заманского читает отрывки из писем художника, эмоции которых и отчасти персонажи иллюстрируются картинами Ван Гога. Своеобразная симфония текста и живописи (доктор Рэ, Звёздная ночь, почти абстрактные картины с городскими и сельскими пейзажами, портрет Гогена, любительницы абсента в кафе...) во главе с жёлтым цветом...


Дальше Виктор Васнецов - главный певец российского средневековья. Фильм, созданный на рубеже 1990-х гг., не стесняясь указывает на религиозность живописца, неприятие им революции, но невозможность покинуть Россию. Поэтому работал здесь до своей смерти, умерев при написании портрета своего ученика Михаила Нестерова. Алёнушка, Богатыри, Витязь на распутье, религиозные сюжеты стали сокровищем русской культуры.


Василий Кандинский. Основатель авангарда, тем не менее, был поклонником русской культуры и Москвы, в частности. Поэтому и в картинах часто повторяется мотив куполов и даже некой патриархальности. Парадокс в том, что художник находился в поисках новой духовности, поэтому не был поклонником формализма. Изучая русскую культуру, в том числе в Вологде, он был поклонником лубка... А в живопись пытался внести ритм, всегда ей свойственный - например, древнеегипетской или живописи майя... Кроме того, в живопись вплетались элементы других форм искусства - например, танца (отсюда прямые и ломаные линии). Важным направлением была и символика цвета, способного беспредметно передавать смысл и эмоции.


Художник солнца Аристарх Лентулов. Участник конторы Бубновый валет, ещё один представитель авангарда, поклонник цвета (Скрябин называл его соратником в цветомузыкальных формах). В частности, желтого. Принял революцию и даже написал картину Тверской бульвар, отражавшую настроение того времени. Отдельная тема - работы в театре: Демон, Гофманиана и путешествия по стране, поэзия индустриализма. А солнце он рисовал с натуры, чуть зрение не потеряв.


Казимир Малевич. Уж кто-кто, а Малевич - точно не заложник одной картины. Тем не менее, его Черный квадрат стал притчей во языцех. Фильм рассказывает об эволюции художника от импрессионизма, своеобразного примитивизма (крестьянские портреты) к супрематизму (наивысшему). Супрематизм нашёл космические формы - потом квадрат сменяется крестом, кругом, начинается движение... Революция дала поначалу импульс его искусству, началось преподавание, но, увы, закончилось арестом, несмотря на успех выставок в Варшаве и Берлине. Новое искусство теперь было не в фаворе. Наверное, поэтому появился второй крестьянский цикл, где обезличенные фигуры поражали и монументальностью и одиночеством. Ещё одним важным элементом стали т.н. архитектоны, которые затем превратились в небоскрёбы Европы, Америки, а теперь и России. В конце жизни он возвращается к реализму в портретной живописи, связывая себя с творцами возрождения. Словно бы это снятие упрёка в неумении создавать художественное... Художник, опередивший время.


Великий Матисс. Танец как радость бытия. Придание натюрморту нового смысла - радости жизни через цвет. Роль Щукина в открытии Матисса. Белое и чёрное. Экскурсы на арабский восток. Цирк. Коллажи и аппликации. Капелла четок в Вансе - фрески в женском монастыре. Вот такой набор из фильма, анализирующего живопись великого фовиста.

Кузьма Петров-Водкин. Вселенная художника.


Повествование ведётся от первого лица, но голосом Михаила Глузского. Детство на Волге, которое дало едва ли не главный лейтмотив всех авангардистов - взгляд на Землю как из космоса. Для Петрова-Водкина это дало прием сферической перспективы. Учёба в Петербурге и Москве у Серова, тесная связь с политикой и раздувание художественного огня. Удивительно, что критиковали его и справа, и слева. Но его картина Солнце произвела фурор, соединив древнерусское, возрожденческое и авангардное. Знаменитые Купание красного коня, Утро купальщиц (что-то вроде современной Рублёвской Троицы), Девушки на Волге (фресковые интонации), Мать. Революционные работы: Петроградская Мадонна, Смерть комиссара (начало новой эры для всего человечества), После боя, панно Степан Разин...
Отдельная тема - портреты. Автопортрет, портрет жены, Ахматова, Андрей Белый (в фильме они даны комментарием жены). Вспомнили не только о болезни художника, но и о том, как сломала жизнь молодое авангардное искусство. Но мечта никогда не была впустую, так что Петров-Водкин теперь уже классик.

Искусство XX века. У истоков авангарда.
Краткий экскурс в историю живописи рубежа 19-20 вв. Коротко, но внятно и неспешно рассказано о постимпрессионизме Ван Гога (оказывается, помимо уникального стиля, ввёл в живопись ещё и характер дневника для отражения событий своей жизни) и Гогена (вышедшего за пределы европоцентризма), фовизме Матисса (конечно, о значении цвета), кубизме Пикассо (как ни странно, но речь о движении ума, которое передается геометрическими линиями), авангардизме Кандинского (манифесте нового искусства) и под занавес о дадаистах, которые и вовсе сделали искусство совсем бесплотным. Вывод прост: авангард избавил искусство от обязательной предметности, придав ему аналитичность... А кому это не нравится, так Рембрандта же никто не отменял.

Павел Федотов.


Художник трагической судьбы, в которой переплелись гениальность (о всех его шедеврах здесь и рассказано - Завтрак аристократа, Анкор, ещё анкор, Свежий кавалер и т.д.), бедность и сумасшествие. А ведь военным был...

Черный квадрат. Фильм, посвящённый авангардным советским художникам и их злоключениям в советской системе под песню Скованные... Тут тебе и бульдозеры, и психушка, и невостребованность на Родине, и преследования Союза художников и эпопея с Никитой Сергеевичем. В общем, о нелёгких путях развития актуального искусства в России (от Малевича до Зверева).

Марк Шагал - художник из России.


Попытка найти российские корни в живописи и творчестве витебского наивняка. Поэтому обзор работ художника разбавляется отрывками из его дневников (?), где он говорит о том, что родина всегда вылезает из его работ, а Витебск и вправду один из героев. Да и художественный стиль выработался именно в России, пусть даже основные произведения созданы во Франции, а его самого величают французским художником.

Михаил Шемякин.


Одна из главных фигур авангарда второй половины ХХ века и не только русского. Человек уникальной биографии, хотя в ней и проскакивают странные лакуны типа осуждения за хулиганство. Родился и рос в Германии, родня подвергалась репрессиям. Однако, именно русские элементы в его творчестве самые сильные, не зря же провел энное время в Псково-Печерском монастыре... Теперь мелькает мысль, что именно русские националисты были наименее удобными для КГБ, и именно их высылали более охотно - Солженицын, Зиновьев, Шемякин... Полежал и в психушке.
Удивительно, но и про картины речь шла, а они - это смешение авангарда, русских иконописной и лубочной школ, а заодно неких картинок эпохи Петра Великого, коим живо интересовался. Кстати, его скульптурный портрет красуется в районе Петропавловки.
Цепляют и слова, что как художник он стремится к перемене мест, но несёт русское искусство в мир.
Оценка 8
Категория: TV & the Radio | Добавил: smidmi79 (29.07.2020)
Просмотров: 154
Всего комментариев: 0
avatar
close