Код Культуры. Тем временем. Смыслы 3
Программа о проблемах гуманитарного знания. Теперь с добавкой "Смыслы" (видимо, раньше их не было). Ведущий - Александр Архангельский. Экономика - гуманитарная наука? Очередной случай, когда собрались умные люди, говорят умные вещи, а в итоге поговорили ни о чем. Чуток об интеграции, чуток о предмете и методе... Потому что ответ очевиден - экономика парадигмальная наука, в том смысле что либеральная экономика отличается от марксистской. Один из гостей привел пример с такси до Шереметьево, где произошёл терракт - какая цена будет справедливой? Рыночная, которая подскочит, бесплатно, чтобы помочь, или неизменная? Где есть выбор, там и гуманитарный дискурс. Хотя правильнее было бы говорить об общественной науке. Оценка 6 Фейсбук в России больше, чем Фейсбук. Вся либеральная тусовка крутится на Фейсбуке, так что обсуждение на эту тему было неизбежно. И, что уже привычно, оно разочаровало. А ведь несложно было было предположить, что нишу соцсети для общения подростков заняли ВКонтакте и Одноклассники и поэтому Фейсбуку в рыночной стратегии ничего не оставалось, кроме как ориентация на взрослый интеллигентный контингент, особенно с учётом отсутствия музыки и видео. А в передаче звучали в основном констатации и высасывание из пальца дискуссии. Оценка 6 Воспитание народа vs. развлечение публики. Повод к передаче - открытие музея новой хронологии в Ярославле. Музей, конечно, частный, но дискуссия в этот раз не высосана из пальца. По существу она пришла к вопросу, а что такое музей сегодня? В таком контексте и спорили. Отдельно поговорили о сценарии музея, что допустимо или недопустимо в музее (в контексте мультимедийных экспозиций), о музее Орхана Памука... Наконец, Архангельский подвёл правильный итог - нужно бы, чтобы сообщество обозначало свою позицию по отношению к таким безобразиям как новая хронология в виде ли коллективного обращения, публикаций ли или чего-то ещё. Оценка 7,5 Предъявление подлинности. Программа посвящена подделкам, которые иногда оказываются в музеях. Представители музеев, аукционных домов, искусствоведы спорили... Да в общем, и не спорили. Ну плохо, надо работать искусствоведам над разоблачением, зрителям над грамотностью, музейщикам над открытием запасников, изготовлением пряников в виде подделок (да, такие есть) и вообще поменьше скрывать... Ну кто бы с этим спорил. Оценка 6 Невыразимое подвластно ль выраженью? Тема передачи - изменение языка телесности в русском языке. Архангельский хорошо начал тему: в XIX веке в частной переписке и частных беседах допускалось грубое общение на соответствующие темы, а в публичном - вообще ничто не называлось. Пример, естественно, - Пушкин. Сейчас всё чуток сложнее - в зависимости от групповой идентификации определяется допустимое и недопустимое. Например, в обращении к женщинам недопустим харассмент, который допускали, к примеру, ещё в Сексе в большом городе. Кстати, об этом с возмущением вещали девушки... Так и чувствуешь себя в этот момент сексистом. Страшно аж жуть! Много создала и смена средств коммуникации - со времён знаменитого телемоста Познера и Донахью появился не только Интернет, но и подкасты, массово распространилась порнография. Но тот же Архангельский напомнил, что порно тем и скучно, что в нем есть чрезмерная ясность, а эротика создаётся табу и недосказанностью. Поэтому лучше иногда промолчать, чем брякнуть пошлость. Оценка 7,5 Канон и стандарт. Нужен или не нужен канон на уроках, прежде всего, литературы? Наверное, нужен. Об этом и новый стандарт. Гости рассуждают об опасениях в этом контексте - надо ли изучать Муму в 5 классе. И почему вообще именно такие книги надо читать детям? Две мысли любопытны: 1) Канон ищут везде, а не только у нас, как некий компромисс 2) Канон не абсолютен для детей - тургеневская Муму может изучаться как тема животных, а все остальное докрутится потом. Минус - опять новый стандарт, хотя со старым ещё не расхлебались. Оценка 7 Этика цифровой эпохи Интереснейшая тема любопытна несколькими моментами - насколько человек свободен в принятии решений (особенно спорным оказался сюжет с автомобилями - будут ли они двигаться без помощи человека и почему он не может влиять на поведение своего автомобиля), как конкретно влияет цифра на этику (хотя как всегда много рассуждений и мало фактуры) и вывод, что именно гуманитарное знание должно задать вектор развития цифровых технологий, потому что не технологии задают смыслы... Оценка 7,5 | |
Категория: TV & the Radio | Добавил: smidmi79 (29.07.2020) | |
Просмотров: 222 |
Всего комментариев: 0 | |