Эхо Москвы 2
Всё так. Эхо Москвы. Фридрих II Великий. Монарх, который вывел Пруссию из европейской тени. Детство провел под зорким оком отца Фридриха-Вильгельма, которого не зря величали солдафоном на троне. Тот тиранил сына муштрой и до того, что тот однажды попытался бежать в Англию. Но его поймали, сообщников-друзей казнили, а Фридрих полтора года провёл в тюрьме. И вышел только после коленопреклоненной клятвы и женитьбы. Жену не посещал и даже в брачную ночь велел в ответственный момент кричать Пожар. Став королем, в 1750 году начал силезские войны с Австрией и Францией, в ходе которых Силезию завоевал. Параллельно переписывался с Вольтером и даже дал ему должность редактора королевских стихов. И начал просвещение в Пруссии - веротерпимость, отмена пыток, образование и т.д. Но тут припёрло ему ещё повоевать - в Семилетней войне, где он стоял на грани поражения, если бы не смерть Елизаветы... Чудо. Собственно, и тогда это понимали. Басовской считает, что это благодаря просветительской политике. Гитлер, надеявшийся на подобное, ничем чуда не заслужил. Последние годы были заняты больше внутренними делами. А завещание похоронить в Потсдаме сбылось только в 1991 году. Оценка 7 Всё так. Эхо Москвы. Клеопатра. Программа вышла в 2 частях в октябре какого-то года. Ведёт Наталья Ивановна Басовская и Алексей Алексеевич Венедиктов (на второй части подменяет Бунтман). Не то чтобы развенчивание мифов, но всё же вполне историчный рассказ об одной из самых известных женщин в истории - как никак охмурила двух мужей, один из которых был выдающимся, а второй и совсем гениальным. Надо бы отметить несколько моментов ее биографии: 1) Незаконнорожденная дочь Птолемея XII, наверное, поэтому и не страдавшая свойствами детей от близкородственных браков, чем занимались издревле все правители Египта. 2) Высокий уровень образования - знала семь языков, много чего ещё, поскольку в Александрии был главный научный центр древнего мира с музеумом во главе, отличалась умом и сообразительностью - и если Цезаря привлекала, сохраняя тем самым сравнительно независимым Египет, то Антонием фактически помыкала. 3) Клеопатра оказалась едва ли не ключевой фигурой в окончании гражданских войн в Риме, а её сын Цезарион, объявленный царём царей, стал возможной монархической (всамделишно императорской) альтернативой принципату, оттого и погиб... Отдельная история - Цезарь и Помпей, которые пытались сделать именно Египет решающей картой в своих разборках. Наверное, в этом ключевое отличие между Востоком и Западом - римляне иначе относились к политической борьбе. Особенно Цезарь. Поначалу с сомнением относясь к Басовской, должен признать, что её подход к рассказам об исторических личностях для относительно массовой аудитории правилен - и в нем находится место и любви, и политике, и характерам, и литературным обертонам. Это и делает передачи не перегруженными и интересными. Оценка 8 Один. Ведущий - Дмитрий Быков. Необычно много кино в передаче в основном о литературе. Интересный образ Эроса и Танатоса в Империи чувств, где обессиленный после любви герой встречает роту бодрых солдат. Рядовой Райан - как кино об американцах (жвачка, штык и зеркало как образ американца-военного) Оценка 7,5 Один. Ведущий - Дмитрий Быков. Лекции и Гауфе, искавшем западный путь к загадке Востока, и Романе Гари, который разочарован в левой идее, хоть и любил левачку Джин Сиберг и надломлен сопротивлением, которое не спасло надломленную Францию О Шукшине, который был загнан в угол и поэтому эволюционировал от правильного советского человека и его простоты к уголовнику Прокудину и бунтарю Разину. О сладких заях, которые мало того, что хамят Дмитрию Львовичу о его либерастизме, так ещё и несправедливо с его-то пиитетом в отношении к СССР (60-х гг.). О "проклятых поэтах" и модернизме, который по мнению Быкова является, прежде всего, морально зацикленным. А Верлен - одна из самых моральных фигур своего времени. Феномен Рембо как гения, понявшего свою исчерпанность. И т.д. Как всегда, у Быкова очень много тем и много слов, и то и другое - очень интересно. Оценка 8 Саундтрек - Шёпот Шепот - тема в кино распространенная. Особенно в ужасах - даже фильм Бергмана почти укладывается в эту схему. От почти неведомых итальянских триллеров до того же Бергмана и сериала Остаться в живых. А вот подборка музыки к ним исключительно изящна - Бьорк, Колыбельная The Cure, индифолк Джонни Дауда, Леонард Коэн и многие другие очень достойные люди. Оценка 7,5 Саундтрек - памяти Алексея Балабанова. Вообще-то Алексей Балабанова - не самый музыкальный режиссёр. Но и программа посвящена его памяти, поэтому приоритетами в выборе тем можно пренебречь,чтобы просто вспомнить о фильмах самого культового и парадоксального режиссёра российского кино. Впрочем, два фильма известны именно музыкой. Речь, конечно, о Братьях, где Данила Багров - особенно в первом - выступает защитником роковой искренности русского рока. И надобно заметить, что во втором брате музыка и вовсе стала одной из отправных точек - Наше радио, Салтыкова. Правда, не так удачно, как в первом. Зато, если Наутилус ничего к репутации не добавил, то Полковнику никто не пишет не в последнюю очередь благодаря Балабанову стала хитом сезона. Ещё один фильм, в котором музыка играла не совсем фоном - это Груз 200. Причем роль парадоксальная - иллюстрация почти фальши эпохи, в которой как бы не замечался подспудный ужас: история о менте-маньяке и Лоза с Песнярами - это сильно. Но главным саундтреком - и это правильно - стали песни главной русской медитации АукцЫона. Безумные русские гении в музыке и кино сошлись как никто. Тема дороги, странного российского бытия вневременной эпохи особенно хороши в "Я тоже хочу". Не помню, где именно прозвучали Харамамбуру от Ногу свело и Кошка от Ноля, но они созвучны русским 90-м так же, как и уже покинувший нас Алексей Октябринович. Оценка 8 | |
Категория: TV & the Radio | Добавил: smidmi79 (01.09.2018) | |
Просмотров: 346 |
Всего комментариев: 0 | |