Лекции цикла Академия канала Культура (историко-философский сегмент) Этот телепроект существует уже 5 лет. Есть надежда на 6 сезон. Суть простая: ведущие ученые нашей страны и ближнего зарубежья читают лекции на темы, определяющие наше прошлое, настоящее и будущее. Сфера лекций не ограничена - гуманитарные, естественные, точные науки. Социального - поменьше, но есть. По правде говоря, отбор тем и лекторов, носящий почти случайный характер, иногда очень удивляет и настораживает. Где-то едва ли не школьная программа, а где-то не то что студенческий, а уровень научной конференции. Но это и хорошо - программа на разные аудитории, так что просто констатируем как факт. Зато есть простор для дискуссии о темах и личностях. Начнём с тех, кто научен, актуален и просто интересен. Поскольку круг моих интересов редко касается физики, то в обзоре наличествуют, прежде всего, философы и историки. Наталья Басовская - Лекции о Столетней войне, Духовная жизнь Раннего Средневековья. Честно скажу, недолюбливал эту женщину. Ее выводы казались всегда плоскими и неглубокими. Но это видимо от того, что ей интересна другая методологическая струя - либеральная. Личностный, так сказать, подход. Возможно, поэтому лекции о Столетней войне - Де Гюклене и Жанне Д'Арк оказались информативными, но не слишком глубокими по историческим выводам. Правда, это компенсируется почти авантюрными историями и некоторой беллетристичностью повествования, что привлекает неискушенных слушателей. А вот лекция о духовной жизни раннего Средневековья действительно порадовала - характеристика основных институтов, подкрепленная хорошими иллюстрациями быта и реалий средневековой Европы с библиографическими ссылками. Действительно, возникает картина жизни того времени. Причём интересная, несмотря на скудость, казалось бы, материалов. Басовская обращает внимание, прежде всего, на сознание средневекового человека, причудливо соединяющее фантастичность, приземленность и религиозность. Андрей Сахаров - Дипломатия накануне и во время Второй мировой войны. Ожидаемо разочаровал. Нисколько не считаю профессора глупым, но то, что он коньюнктурщик - очевидно. Много сумбура и противоречий... Причина? Трудно с позиций декларируемого либерализма рассматривать международные отношения, потому как невольно скатишься к позиции "все сволочи". А к теме Великой Отечественной войны мы этого позволить себе не можем. Потому и усидеть на двух стульях Сахарову не удаётся - приходится вилять между Сталин - гад и Сталин - умный руководитель. Владимир Кантор. Империя как европейская идея. Все-таки научный, а не публицистический, подход явно интереснее и даёт хороший результат даже в политической мифологии, для которой идея империи стала основополагающей. Кантор почти что убеждает, что иной формы существования крупного государства, кроме как имперской, и нет, как бы оправдывая оклеветанную историю России, исключив советский период. Важная деталь - философ-последователь Соловьёва, почвенник не старается упростить и приблизить знание к массовому слушателю. И это плюс - он ведь тем самым делается ещё интереснее. Александр Орлов - Петровские реформы. Как автор учебников, Орлов информативен, логичен, понятен и даже прост. Но при этом умеет дополнить свой рассказ и интересными деталями и взвешенной оценкой. Во всяком случае, именно педагогически его лекции о Петре выигрывают. Многое освежается в памяти и даже дополняется. Юрий Пивоваров. Русский XX век в культурно-историческом контексте. Странное впечатление от лекции - здесь один из видных русских историков-либералов позволил себе не только не быть объективным, но выступить в роли обличителя, но не объяснителя революции, Гражданской войны, да и вообще советского строя. Естественно, что в таком случае невольно будешь говорить штампами. Собственно, они и получаются. Жаль - считал, что Пивоваров интереснее, чем газетные статьи. Виктор Садовничий. Михаил Ломоносов. У истоков российской науки. Лекция Виктора Садовничего - это не совсем наука. Это просветительский патриотизм и корпоративная этика. Все -таки ректор МГУ) Для тех, кто знаком с биографией нашего величайшего соотечественника, вряд ли будет что-то новое. А вот вторая часть, посвящённая собственно научным изысканиям Ломоносова - чрезвычайно интересна. Поразительно, насколько много успел великий учёный и насколько опередил своё время! Оттого и обидно, что вся остальная страна не поспевала за своим великим сыном. А ведь могли бы быть лидерами мира заместо английских снобов. При этом гуманистические цели МВЛ сулили именно интеллектуальное лидерство. Впрочем, это фантазии... Но гордости за Ломоносова они не умаляют. Скорее, наоборот. | |
Категория: TV & the Radio | Добавил: smidmi79 (29.08.2015) | |
Просмотров: 1810 |
Всего комментариев: 0 | |