Жестокий романс

реж. Эльдар Рязанов

В ролях: Лариса Гузеева, Никита Михалков, Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков, Алексей Петренко, Виктор Проскурин

СССР

1984

Оценка - 7

На съемках фильма

Сейчас фильм - абсолютная классика. А когда-то подвергся разгрому советской критикой. Признаться, несмотря на пару десятков просмотров, стоит кое с чем согласиться.
В первую очередь, это относится к работе Ларисы Гузеевой - дамы красивой во всех отношениях, но талантом не блещущей. Она переигрывает, истерит, пережимает с патетикой.

Последняя сцена, если бы не Мягков и длинная смерть, вовсе грозила перерасти в провал... До конца даже трудно понять, что именно она играла - обозначение темы "женщина как вещь" в силу не только игры Гузеевой, но и режиссерского замысла. А до экзистенциального достоинства Гузеева просто не дотянула, хотя в этом был бы шанс. И финальное "Благодарю..." имело бы больше смысла. Но не случилось такой сложности персонажа. Получилась  экзальтированная, не скрывающая своих чувств, зато легко теряющая достоинство и испытывающая стыдливую (но не чувственную) неловкость женщина не тяжелого поведения. При этом краска девичьего (не сказать, что подросткового) восторга вряд ли добавляет изящества. Есть и еще одно показательное противоречие: если предположить, что задача, поставленная Гузеевой, была в том, чтобы играть молодую девушку, то песни, спетые взрослой женщиной явно не соответствуют образу.


Эльдара Александровича и раньше отличал элемент затянутости и натужности, но в Жестоком романсе он превратился в болезнь. Особенно это заметно в первой части, не всегда удачно дополняющей оригинальный текст Островского. Кстати, наш великий соотечественник (Островского имею ввиду)  неслучайно конспектом прошел предысторию Огудаловых и ему хватило мастерства, чтобы вывести из нее своих героев и, в первую очередь, героиню.
К тому же, облик пореформенной России уступает место чисто мелодраматическим мотивам, что не очень оправдано, хотя имеет право быть.
Наконец, очевиден перехлест с цыганщиной. Где-то обоснованный как второй план, но часто пересекающий линию, забегая на первый.

Поэтому режиссура Рязанова в этот раз смотрится небезупречно.
Однако, многое, если не все, искупается блестящим актерским ансамблем - Михалков, Мягков, Фрейндлих, Петренко, Проскурин... Особенно хорош барин Никита Сергеевич)

Купцы Кнуров (Алексей Петренко) и Вожжеватов (Виктор Проскурин)

Ещё один немаловажный плюс, оправдывающий цыганский антураж, как всегда прекрасно стилизованная и невероятно мелодически богатая музыка Андрея Петрова. Как всегда, она зажила своей жизнью.
Тем не менее, необходимый катарсис не случается, что для мелодрамы неважно, а вот для драматического произведения - просто швах

 
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (29.08.2015)
Просмотров: 474
Всего комментариев: 0
avatar
close