Здравствуй и прощай
реж. Виталий Мельников В ролях: Людмила Зайцева, Олег Ефремов, Михаил Кононов, Наталья Гундарева, Виктор Павлов, Борислав Брондуков, Александр Демьяненко СССР 1972 Оценка 8 Мелодрама на фоне урбанизации.
Лучшая птичница совхоза где-то на Украине Александра Ярмолюк комично... но и вполне драматично переживает уход в город своего мужа. Однако же появление нового участкового милиционера Григория Степановича Бурова меняет жизнь этой сильной, энергичной, насмешливой, но и по-человечески и ментально одинокой женщины, ждущей любви и помощи в жизни и труде. Очередной негромкий шедевр Виталия Мельникова, который умудрился рассмотреть в сценарии тогда ещё только начинавшего драматурга Виктора Мережко нечто большее, чем соцреалистический плакат о вреде урбанизации, которую милицией не остановить, и дружбе народов, которая остановить ее все же пытается (Буров ведь приехал откуда-то с Севера) и о тружениках села, на которых держится советский строй, но которые всего лишь слабые люди, а не герои соцсоревнования. Притом ироничные и сатирические зарисовки из жизни украинской деревни маскируют главного героя поздней советской действительности - женщину, которая становится сильной (ведь ей в одиночку приходится поднимать троих детей), но хочет быть слабой, любимой и счастливой женщиной.
Мельников продолжает дело Лиозновой (из Трёх тополей) и персонажей Нонны Мордюковой, например, и предвосхищает многочисленных одиноких женщин будущего советского кино - в первую очередь, персонажей Людмилы Гурченко.
И, хоть и сочувственно, но высмеивает режиссёр несуразных мужчин - по-детски непосредственный и взбалмошный муж Митька "Имею право" (Михаил Кононов), почти карикатурный деревенский ловелас Васька-Сеньор (Виктор Павлов), классический Брондуков в роли учётчика Ракова и даже чересчур благородный милиционер Буров (Олег Ефремов). Удивительно, что режиссёр умудряется проскочить между Сциллой советской цензуры и Харибдой диссидентства. От его советских фильмов остаётся странный привкус вечности, лучше всего выраженный фразой украинского канадца (!), ставшего героем одного из эпизодов:
- А мы не знаем, кто мы такие - у нас здесь дружба народов: и русские, и украинцы... - Сами не знаем, кто мы такие... - А вы оставайтесь. Хоть помрёте на родной земле. - Никак не можно. У меня там в Канаде бензоколонка. Кризис идентификации налицо - прям-таки глобализация в действии. Тем не менее, финал остаётся открытым и даже с некоторой надеждой на хэппи-энд в нежном, грустном и полном надежды взгляде Людмилы Зайцевой (одна из лучших её ролей). | |
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (24.05.2018) | |
Просмотров: 365 |
Всего комментариев: 0 | |