реж. Жан-Жак Анно В ролях: Джуд Лоу, Рэйчел Вайц, Эд Харрис, Джозеф Файнс и др. США, Франция, Германия, Великобритания, Ирландия
2000 Оценка 6,5 История дуэли между советским снайпером Василием Зайцевым и немецким снайпером майором Кёнигом. Наверное, за рубежами России тоже прилично смеются или возмущаются над нашими представлениями об их жизни, оттого что чужая душа - всегда потёмки, а в итоге отображаются не ее тайны, а вековые стереотипы. И именно это топорное стереотипное представление и бросается в глаза - зажравшийся гротескный Хрущёв, народные песни и пляски ежедневно и под вечные Коробейники (даже странно, что без медведя - видимо, его просто сьели и не под калинку-малинку), обилие вульгарно понятой пропаганды и неестественный язык плакатов , толпы народу по поводу и без... Вряд ли к удачам можно отнести и кастинг. Аристократический лик Лоу слабовато соотносится с сибиряком Василием Зайцевым, да и Рэйчел Вайц не то, что бы славянской внешностью обладает. Наверное, поэтому, ну ещё и потому, что напрасных и глупых и не очень жертв с советской стороны в фильме значительно больше, чем немецких, ветераны дружно осудили эту "Врага...". К их, безусловно, мотивированному и понятному гневу, добавился и Никита Михалков, раскритиковавший американцев (фильм при этом снимал француз Анно). Однако ж высказывание Никиты Сергеевича превратилось после нелепых продолжений Утомленных солнцем в иллюстрацию фразы Чья бы корова мычала. Тем паче что у Врага у ворот есть куда как более убедительные достоинства. К счастью, Анно, конспективно пройдя массовые эпизоды, в итоге и предпочитает, опираясь на актёров, сосредоточиться на частной истории: во-первых, на противостоянии двух личностей. С одной стороны, майор Кёниг - профессионал до мозга костей, с огромным опытом, для которого война - главный "хлеб", а противостояние с русским снайпером становится личным вызовом, возможностью доказать своё эго. С другой - простой русский парень Василий Зайцев, ставший снайпером случайно, постоянно сомневающийся в своей роли героя, который вынужден учиться по ходу дела, в том числе у своего визави, казалось бы не имея шансов в поединке с человеком, которого даже собственное командование считает слишком крутым для безвестного (тогда) русского. Во-вторых, есть и история любовного треугольника, в котором куратор-комиссар выступает конкурентом своего подопечного в любви к девушке Тане. Даже из основных сюжетных конструкций становится ясным, что человеческое авторы разбирают только с советской стороны. Неочевидно, но именно в человеческой, а не профессиональной, политической или идеологической, мотивации ищутся истоки победы над немцами. Кёниг все делает правильно, но побеждается Зайцевым, потому что у того больше моральных оснований на победу - он защищает любовь, мстит за смерть близких, наконец, за него тоже готовы умереть... Это смыкается и с историей войны - не имея ввиду только мораль, мы действительно учились воевать и даже такие зубры-снайперы ничего не могли с этим поделать. Бог с ним, что массовые сцены корявы, а Зайцев из-за внешности больше напоминает перевербованного немца, за мысль, в первую очередь, о человечности нашей победы это можно простить. | |
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (02.06.2017) | |
Просмотров: 324 |
Всего комментариев: 0 | |