Табор уходит в небо.
История роковой любви конокрада Лойку Зобара и Рады.
Шедевр, принесший славу Эмилю Лотяну и Светлане Тома. Кстати, был ещё и открыт феномен советской эротики, недаром даже в Википедии записано - цитата: содержит откровенную сцену с участием актрисы Светланы Тома. Но вряд ли стоит говорить, что нынче уж точно эта сцена не способна кого-то развратить, хотя насчёт взволновать тоже не стоит сомневаться. Впрочем... Только сегодня привычны разные герои, а в советское время нетрудовые элементы, к коим смело можно отнести жителей дореволюционной Бессарабии, скорее, даже Прикарпатья, редко выступали протагонистами. Поэтому и оказалось важным ввести в действие ещё и дворянина, который, к счастью, оказался соблазном лёгкой жизни, проигнорированным свободными цыганами. И уж совсем редкая тема в советском кино - свобода. Как это вообще проникло в советское кино? Спасло, видимо, имя Горького, по-прежнему главного пролетарского писателя. Причем почти неподцензурного, как оказалось. Есть и ещё один смысл - как никак советская действительность 70-х предусматривала при формировании советской общности своеобразный национальный ренессанс, пусть и на уровне фольклора. И в кино в том числе - грузинском, армянском и даже узбекском. А тут редкий случай укрепить союз народов по отношению к цыганам, которые в бытовом советском сознании имели не лучшую репутацию.
Но это все для цензоров, а смысловые истоки Табора стоит искать всё-таки в Горьком где-то посередине между богочеловечеством, богоискательством и ницшеанством. Рада и Лойко почти свободны от условностей мира - замки к устам, к помыслам и сердцу... Поэтому для них этот мир без границ, кабы не любовь... Она и естественна (вот тут знаменитая сцена, в которой помимо разоблачения есть ещё и плавание по реке жизни, а потом фантастически красивая сцена опьянения виноградом), и одухотворена (ещё одна красивая сцена в полуразрушенном храме, где вор оговаривает Раду за курение при святых)... Но предпочтут ли герои любовь свободе? Победит ли Бог в любви или возобладает человеческое стремление к воле и гордость? Финал соединит всё воедино. А табор на вершине горы готов уйти под торжественный и в чём-то страшный гимн Евгения Доги в небо... И боюсь, что небо - это нечто большее, чем просто полёт. А табор, уходящий туда, - кинопоэма, притча, эпос (нужное подчеркнуть) о противоречии свободы и мира, в котором она обрекает человека на одиночество.
| |
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (01.07.2020) | |
Просмотров: 231 |
Всего комментариев: 0 | |