Сияние
Один из первых фильмов, основанных на романах мастера ужасов Стивена Кинга, снятый киномастером Стэнли Кубриком.
Инженер (Джек Николсон) получает назначение в отель Outlook в Скалистых горах. Его предшественник сошел с ума, убил свою семью и застрелился сам. Причины две, (взаимоисключающие): гнетущее одиночество (в отеле практически никого нет) и то, что гостиница находится на месте кладбища индейцев. Сойдет ли с ума главный герой? Сойдет, конечно… На то и Стивен Кинг. Да и Кубрику не впервые исследовать тему одиночества и отчуждения. Что-то вроде этого было и в «Тропах славы» и, разумеется, в «Заводном апельсине». Тема же безумия мелькнула и в «апельсине» и в другом шедевре Кубрика «Доктор Стрейнджлав». Но если в последнем сказано слишком много, то в «Сиянии» слишком мало. «Цветистая» (в черно-белом фильме) сатира уступает место суховатому на диалоги и монологи, а в чем-то примитивному структурно, фильму ужасов. При этом Кубрик использует стерильное вычищенное изображение с акцентированными контрастными цветами – игра белого, красного и багрового создает необходимое дьявольское сочетание. Набор героев – набор типажей. Нервная жена, «нежно» любящая свое чадо. Чадо – мальчик, которого посещают видения, которые и называются сиянием, поскольку содержат вроде как пророчества, оказывающиеся на поверку скорее воспоминаниями. Муж, охватываемый безумием в один момент (эволюции здесь нет, да и быть не может). Даже Джеку Николсону не приходится сильно играть, хотя он как всегда и великолепен. Признаться, не сильно впечатлявший фильм последними кадрами оставляет зрителя в недоумении, которое трудно разрешить. Хочется пересмотреть не самый страшный по нынешним временам «ужастик», но от этого почему-то становится жутче. Приходится понять, что Кубрик изобрел жанр интеллектуально-мистических ужасов. Наталкивает на эту мысль изображение лабиринта рядом с отелем, который сильно напоминает человеческий мозг, в тайных глубинах которого поселилось кладбище индейцев с их архаичными представлениями, насилие и страх, которые иногда прорываются наружу (как герой Николсона, выходящий из этого лабиринта). Даже Хичкоку с этим будет спорить трудно. Может статься, однако, что я просто живу под давлением стереотипа о Стэнли Кубрике как гении. Ну и, конечно, загадки добавляет и старая фотография, где... Ну дач его уж там раскрывать-то - сами посмотрите. | |
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (03.01.2012) | |
Просмотров: 1108 |
Всего комментариев: 0 | |