Разность силы
На Севере (вымышленный г. Нардын) найден труп без головы с морской формой. Расследование ведёт полковник Костенко, который выходит на преступника с нацистским прошлым.
Инспектор Нардынского УгРо Жуков (Юрий Кузнецов)
Парадокс киностудии Ленфильм в том, что она гораздо в большей степени была корпорацией, чем Мосфильм или тем более студия им. Довженко. Авербах, Аранович, Герман, Мельников… Есть нечто неуловимо общее у этих режиссёров, обладавших при этом своим уникальным методом.
Вот и Противостояние выросло, с одной стороны, из темы самого Арановича — предыдущий фильм Торпедоносцы был о войне по рассказам Юрия Германа, а с другой отталкивался и полемизировал и с тем же Германом и его сыном Алексеем, поставившим когда-то Проверку на дорогах и Ивана Лапшина.
В чем полемика… Герман выводил тему доверия к человеку даже в обстоятельствах войны — его Лазарев был человеком, который по душевной слабости попадает к фашистам и проходит путь от Иуды до христианской жертвы.
Кротов — тип иного порядка, несмотря на то, что исполнитель главной роли Олег Басилашвили утверждал, что Аранович выводил изначально массу предателей из антисталинизма, дело всё же посложнее…
Полковник Костенко (Олег Басилашвили)
Противостояние, во-первых, состоит в противопоставлении не столько сыщика и преступника, и тем более не противопоставлении советского и антисоветского (сыщик ещё может тянуть и то с трудом на лучшего и то нетипичного представителя советского строя, а вот преступник в рамки привычного уже нам антисоветского не попадает), сколько разных типов силы: стремившийся к физическому господству и материальной силе (ее воплощение — золото) Кротов и действующий силой морального превосходства и убеждения Костенко (наиболее показательна вроде бы побочная линия с Кирой Королёвой, но не только она). Банально, но Кротов — абсолютно ницшеанский тип, который служит своему звериному эгоизму. Недаром Костенко сравнивает его с волком, который слепо бежит в стаде овец, разрывая горло каждому, кто оказывается на пути, а сам Кротов при вербовке на очередную акцию сравнивает свой народ с быдлом (стадом), поощряясь при этом за стремление к… европейской (!) культуре.
Анна Петрова - сообщница Кротова (Наталья Сайко)
Отдельный вопрос — отношения с женщинами Кротова. К слову, выходит не самый симпатичный портрет — и Петрова, и особенно Евсеева даже не оценивают с позиций нравственности (не говоря уж о законе) действия любовника, а лишь подчиняются своим инстинктам… Ужас.
Наконец, ещё один мотив противостояния — стремление к правде. Костенко открыто смел, не боится ошибок и публичных поступков, если они соответствуют его представлениям о справедливости. Он — человек закона (показательна беседа с Юмашевым).
Кротов же мимикрирует под среду ("благо», немцы научили, отучив даже от заикания), живя тайно, как, впрочем, тайно любое преступление…
Александра Евгеньевна - учитель (Мария Берггольц)
Но здесь страшна именно мимикрия — чужой паспорт, чужая жизнь — при сохранении хищнической сути, которая желает явно не служения обществу. В книге Костенко даже допускает крамольную, на первый взгляд, мысль: «Хорошо, что война случилась, а если бы ее не было и Кротов вышел бы в начальники? Ужас.» Подобные перспективы и угадывались, если судить по разговору с учительницей-сталинисткой — Кротов был доносчиком и драчуном с идеалом силы: Ведь только ее и боятся все люди. В совокупности с неверием в Гулливера (сказки, а сам деньги гребёт лопатой) и любовью к рассказам (так и представляешь себе Геббельса, вправляющего ему мозги) настоящее чудовище, причем крайне реалистичное.
Николай Кротов (Андрей Болтнев)
Так что Аранович не только выдвигает карателя Кротова против Лазарева, но актёра Болтнева в роли Кротова против Лапшина у того же Германа. Вот такая двойственная природа 30-х, порождавшая незаметных героев и мимикрирующих негодяев — и вроде бы и те, и другие были порождением режима… Наверное, такой герой как Кротов в середине 80-х был востребован — Аранович видел в нем притаившегося сталиниста, адепта чистой силы, но возможно, что он тяготел к европейской культуре, не прочитав свою, и уж точно предал Родину…
Костенко и предатель Лебедев (Олег Басилашвили и Владимир Головин)
Фильм тем ценен, что это хоть и излёт советского детектива, но один из его пиков — характеры, мораль, идеология и политика, которые почти вытравились уже в к. 80-х. А Аранович в своей манере придал сериалу ещё и силу документа — печать дат, хроника, идеально вплетённая в художественное кино, а кино неотличимо (в чёрно-белых однозначных сценах с Кротовым) от хроники. Потому и убедительно и страшно — долгие годы Андрей Болтнев воспринимался исключительно образом из Противостояния, не отделяясь от своего персонажа…