реж. Савва Кулиш В ролях: Донатас Банионис, Ролан Быков, Юри Ярвет, Бруно Фрейндлих, Владимир Эренберг и др. СССР 1968 Оценка 7 История поимки военного преступника доктора Хасса, работающего по созданию химического оружия - газа Эйч Эйр, влияющего на генетику в духе евгеники... Мёртвый сезон - это своеобразное оправдание КГБ за его в целом малопонятную и неприятную для граждан разведывательную работу. Конечно, фильм не единственный в своём роде - и раньше ведь были фильмы о шпионах. Но это были фантазии на детективные сюжеты. Савва Кулиш заново изобрел жанр политического детектива (во всяком случае, в нашем кино), максимально приблизив его к реальности (сюжет основан не только на реальных событиях, но и проконсультирован ее участниками). При этом лучшим комплиментом фильму станет слово "скучный". Это вам не Джеймс Бонд - погоня одна, да и та минуты на две. И лица сплошь похожие на Хасса, благо что сплошь эстонцы да литовцы. Работа разведчика оказывается не увлекательной, а терпеливой и полной неудач ежедневной рутины, к тому же не случайно разбавленной актером Савушкиным (Ролан Быков), потому как будучи разведчиком, надо быть убедительным продавцом музыкальных автоматов. Но "скучный" не значит неинтересный - дьявол в деталях. Например, никуда не делись гуманистические советские пропагандизмы - оказывается, идеи фашизма живы и не только во всяких там МИ-6 и ЦРУ, но и в деятельности фармацевтических корпораций. Евгеника - будь она неладна - связана с делением общества на элиту и всех остальных. Навечно (программный диалог на тему произносит тот же Хасс)! Естественно, что противопоставляется этому извращению, да ещё и на научной основе, идея советского равенства и... да-да-да идея свободного выбора. Например, поэтому Савушкина не заставляют, а уговаривают участвовать в операции, а его мотивом стало служение обществу... Ещё одним идеологическим посылом стало сочетание названия и западный образ жизни, будто прихваченный из Белых ночей Висконти - яркий, но пустой... О том вещает зрителю и символичное название. Как говорили раньше, тлетворное влияние Запада - бары, почти стриптиз... Правда, здесь достигается не столько разоблачительный, сколько реалистический элемент, так же как и в теме с церковью и метаниями священника. Наконец, косвенно признаётся, что Запад привлекателен как картинка и материально богат, но по-человечески мёртв. Помнится, механистичность эпохи, заданность и вертикальность ролей подчеркивалась в разного рода антиутопиях. Постфактум ее приписывают СССР. Но это не совсем так - свобода западного человека после вдумчивого просмотра Мёртвого сезона подвергается не меньшему сомнению - истории успеха из американского кино относятся не ко всем, а к единицам, а потому закрепление классовости в теории д-ра Хасса представляется столь же сильным способом порабощения индивида, что и советское государство. Но в фильме эта идея облечена в радикальную упаковку научного фашизма, который покрывают крупный бизнес и спецслужбы. Кто-то скажет, что это теория заговора и будет прав. Одна проблема - в основе всё-таки реальная история. | |
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (02.06.2017) | |
Просмотров: 347 |
Всего комментариев: 0 | |