реж. Юрий Подниекс СССР (Латвия) 1986 Оценка 7 Один из первых перестроечных фильмов, показавший портрет молодёжи сер. 80-х. Потому и неудивительно, что снят в самой европейской части СССР - Латвии. Начал Подниекс с фанатской темы - после музыкального фестиваля группа подростков остервенело рвала и метала в электропоезде. Подростки, сознавшиеся в содеянном начинают исследование режиссёра о том, чем дышит современная молодёжь. А дальше пошла трепанация черепа молодых людей - неформалов, наркоманов, оккультистов, будущих врачей, художников, воинов-афганцев... Большинство этих персонажей стали знакомы советскому зрителю, да и обывателю, именно отсюда - особенно в провинции. И во всём этом сквозит оторванность молодых людей от тех понятий, которые составляют СССР - честь, совесть, долг. Зато появляются - самовыражение, карьера... (правда, толпа их все равно может увлечь). Вернее, озвучиваются. Даже афганцы (в них всё-таки "перебор" фильма) ощущают себя не как интернационалисты или патриоты, а как человеки в ситуации близости смерти - и в них уже почти не осталось коллективизма. Да и в целом, экзистенция в их опыте и словах слышится больше, чем советская пропаганда и идеология. Кто-то назовет это тяжестью одиночества, а кто-то - индивидуальностью. Легко ли быть молодым? Ответ дан чёткий: тяжело. Но в этом и приговор системе - поколения сменились, и молодёжи старое уже не нужно - оно их, скорее, тяготит, мешает. Другое дело, что проблема отцов и детей, о которой режиссер предпочитает не говорить напрямую и не новая сама по себе, в фокусе Подниекса смотрится уже не базаровщиной. Молодежь сер. 80-х - это поколение самих по себе, в социум не вовлечённое, вернее, оторвавшееся от него или, еще вернее, не взращенное им, а, еще точнее, государством. И они не преобразуют старый мир и даже не расчищают его - просто создают пока еще маленькие, но новые мирки - панков, кришнаитов, прагматиков-карьеристов, отдельных идеалистов и т.д. Поэтому фильму повезло (или рассчитано), что он появился в перестройку - именно ее он и показал. Вернее, тех, кто за ней стоял. Ещё вернее, что это был, хоть и не в нигилистском духе, но слом застойного времени. Единственное, чего не хватает фильму - интересных визуальных решений, но советское кино всегда тяготело к психологии и содержанию. А Подниекс снял советское кино - и то, что он в финале снял тех же афганцев, лишь подтверждает советскую версию человечности, хоть и на последнем витке. Даже излете. | |
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (09.07.2017) | |
Просмотров: 393 |
Всего комментариев: 0 | |