Мультфильм от создателя Ограбление по..., комедия с Эдди Мерфи и несколько любопытных документальных фильмов из разных стран от Сербии до Японии в кинообзоре номер 62
Парадоксы в стиле рок, реж. Ефим Гамбург, СССР, 1982
Мультфильм от создателя Ограбление по… Ефима Гамбурга. Западная жизнь в красках — маленькие новеллы нарисованы вполне ядовитыми неоновыми цветами: экология, демография, акселерация, стресс… Даже есть черный юмор в истории про учёного, который смог уединиться только на Луне, но, придумав некий лечебный эликсир, не смог вернуться.
Хоть это и сатира, но более наблюдательная и язвительная, чем собственно смешная. К счастью, хватает Гамбургу и самоиронии (а то высокомерия) — на все наложена печать Синема. Ведь кино — это жизнь, из которой вырезано все скучное — в данном случае, неважное.
Оценка 6
Как стать героем, реж. Младен Матичевич, Сербия, 2007
Не героический героизм
Жил-был немолодой уже режиссёр Младен и недоставало ему в жизни смысла, даже книжки стал об этом читать, но тут по ТВ показали марафон и… Вот оно! Я займусь вот этим. Вернее, приму участие в Белградском марафоне. Правда, оказалась целая кучка проблем — 120 кг живого веса, пристрастие к чипсам и Кока-Коле и отсутствие веры в успех у родных…
Тот случай, когда аннотация не отражает настроения этого документального опуса — оно отнюдь не философское, да и вообще лишённое всякого пафоса. Режиссёр остаётся вроде как вполне обычным человеком, а его преодоление себя происходит если и не буднично, то относительно спокойно, с юмором, самоиронией и без потери самого себя. Так что вызывает не столько восхищение, сколько симпатию. Этакий негероический героизм. Так что название «Как стать героем» приобретает вполне всеобщий характер — вроде бы так может каждый. Кстати, даже из рук самого Карла Льюиса приз получил… Так каждый точно не может.
Оценка 7
Поездка в Америку, реж. Джон Лэндис, США, 1988
Бургеры для зрителя
Принц Замунды, наследник престола страны должен жениться, и даже невеста для него подготовлена и даже готова лаять как собака разных пород. Но, как водится, ему надо самому и по любви найти невесту, для чего он отправляется в Америку. А где искать принцессу и будущую королеву? В районе Куинс в Нью-Йорке. Естественно, что невеста ещё и не должна знать, кто он на самом деле.
Как известно, на всю мировую литературу всего полтора сюжета и коли вы встречаете принца на белом коне, то это сюжет сказки… Дальше сценарист добавляет линии из других сказок и убирает ненужное.
Так вышло и с Поездкой в Америку. Берется Золушка, скрещивается со Свинопасом, добавляется хэппи-энд, специи в виде негритянского юмора из бедных кварталов и варить до готовности. Сваренный продукт в итоге оказывается ближе к бургерам, которые фигурируют в этой комедии в «плагиатном» варианте, чем к изысканному блюду. Всё-таки юмор грубоват, сюжетные повороты предсказуемы по причине близости к сказкам, а психологии у персонажей нет вообще. Но то ли зритель не оказался взыскательным, то ли обаяние Эдди Мэрфи безгранично, но этот продукт в чём-то даже мил.
Оценка 6
Япония: История любви и ненависти, реж. Шон МакАллистер, Великобритания-Япония, 2008
Документальный фильм о японской семье, разрушающий представления о благополучной стране Восходящего солнца.
Немолодой муж, молодая жена, живущие в лачуге мало того, что с трудом обеспечивают себя, так ещё и вынуждены решать проблему сексуального характера, поскольку девушка без этого крепко переживает. Помимо бытовых деталей есть ещё и непростые отношения с начальством на работе, где незадачливый муж чем-то торгует в условиях суровой регламентации, а ещё недовольство ее родителей…
В общем, тяжела и неказиста жизнь простого мужичка средних лет в Японии. В свете фильмов Корээды (победитель Канн-2018 с Магазинными воришками) Япония и вправду непростая страна, но англичанин-документалист увидел это если и не раньше, то конкретнее. Кстати, в чём-то сюжеты пересекающиеся.
Оценка 6,5
Либераче из Багдада, реж. Шон МакАллистер, Великобритания, 2005
История иракского пианиста, отснятая англичанином в районе 2005 года.
Аккурат в это время арестовали Саддама и шел над ним суд… А картина жизни в Ираке довольно неприглядная — руины в Багдаде, толком работы нет, хотя музыкант играет в ресторане. Кругом террористы и блокпосты, а герои рассуждают, при ком хуже — при американцах или при Хуссейне? Надо признать, что режиссёр хотя бы даёт разным людям высказаться, хотя, скорее, политически ангажирован — тут тебе и дворец, раскрашенный довольно безвкусной росписью лиц диктатора, и власти, придиравшиеся к репертуару иракского либераче, и бедность… Только вот и американцы далеко не идеализированы — не включаются они, что Ирак — культура подревнее их.
Парадокс, что главный герой, вероятно, покинет Родину и уедет в США, хотя скорбит по своей культуре и предрекает ей великое будущее…
Оценка 6,5
Номера мечты, реж. Анна Буккетти, Нидерланды, 2006
Неаполь — почти родина лотереи. Режиссёр через точку продажи лотерейных билетов рассказывает истории бедняков-неаполитанцев.
Традиции социального кино в Италии живы. Вроде как через чёрно-белое потёртое изображение как через микроскоп с микробами просматривается странная логика жизни Кампании — лотерея дарит этим людям надежду в ежедневной суете на более радостную жизнь. Наиболее поразительны и колоритны три истории — профессора, который изучает вроде как философию игры в жизни человека, трансвестита, который устраивает игры в русское лото (и даже номер 10 называется Марадона) и женщины, которая потеряла дочь из-за ошибки врачей…
Так и складывается паззл, где неаполитанцы замкнуты в этом круге бедности, рассчитывая лишь на удачу, которая остаётся эфемерной.
Оценка 7,5
Без видимых причин, реж. Евгений Татарский, СССР, 1981
Детектив времён окончания Гражданской войны.
Очередная вариация на тему «свой среди чужих, чужой среди своих». Увы, не самая сильная и эффектная. Как будто Татарский (вообще-то отличный мастер жанрового кино, на счету которого Золотая мина, Флоризель и другие небросовые фильмы) взялся отрабатывать обязательный номер про революцию и темой не вдохновился никак. Потому даже при наличии детективной интриги следить за тем, как Мещеряков (Георгий Дрозд), Плюснин (Евгений Киндинов), Овчинников (Лев Прыгунов) и персонажи помельче (причем сыгранные, например, Алфёровой и Кононовым) вяловато гоняются кто за ценной информацией, кто за личной выгодой, кто за выживанием, а кто и за белобандитами, не особо интересно. Тем паче что сложности в них ни на грош — белые сволочи-индивидуалисты против умных, преданных делу революции бойцов, что согласитесь, явно упрощённая, хотя и не бездарно сыгранная схема. Хорошо ещё, что лозунгами красные не сыплют.
Так что остаётся два персонажа, которые хоть и явно второстепенны, но вносят толику и горького, и смешного, и исторического в винегрет белых негодяев и красных дзержинцев — трагически погибший Ямщиков (Владимир Шевельков) и его друг Распутин, желающий поменять высмеиваемую однополчанами фамилию на звучную — фамилию одного из героев французской революции. Почему-то в погибшем есть что-то невинное и не идеологизированное, а смена фамилии отражает дух времени, который для фильма в целом оказался, увы, не отраженным.
Оценка 6
|