Кинопанорама 55
![]() Главный фильм братьев Коэнов, первый вариант Аферы Томаса Крауна, независимый фильм создателя Звездных войн, веселый римейк старого фильма ужасов о Египте, постмодернистская восхитительная фигня от Эдгара Райта, правильный советский детектив про ЗнаТоКов в Кинопанораме за номером 55 Бартон Финк. Реж. Джоэл и Итан Коэн. США. 1992.
![]() Неисповедимые пути творчества. Бартон Финк - писатель, которого пригласили написать сценарий для фильма о рестлерах. Он хочет написать честный социальный роман, живя в дешёвой гостинице в Голливуде, но дело не идёт, то сосед не вовремя припрётся, то обои отклеятся... Пока не выяснится, что его сосед не столь прост. Братья Коэны - абсолютный культ для любителей авторского кино. Но то ли постмодернизм не совсем моё, то ли туп как сибирский валенок, но никак не могу прочитать их стиль и смыслы. Поэтому из всей их обширной фильмографии тронули по-настоящему Внутри Льюина Дэвиса, Фарго, Воспитание Аризоны, ну и Старикам тут не место. А вот Перекресток Миллера и даже Большой Лебовски (несмотря на всё обаяние Джеффа Бриджеса) не очень-то и зашли. С Бартоном Финком что-то пошло не так. Скептицизм первого часа сменился удивлением от последней трети шедевра... Не самый лёгкий просмотр вызвал вопросы, а чем так велик фильм? Чего ж от него так спирает и критиков, и бо́льшую часть интеллектуальной публики? И даже очевидное не убеждает, что именно об этом кино снято - смешение реальности и фантазии, Голливуд и независимые, метафора несвободы дешёвого отеля, постмодернистский ход с маньяком, кино как альтер-эго режиссёров (еврей-писатель с раздвоением личности, если не сказать, что с шизофренией, а заодно привет Феллини с 8 1/2), наконец, самоирония о неисполнимости желаний в творчестве (творческий кризис, если хотите). Ты можешь желать установить справедливость на всем свете, но окажется, что по-настоящему тебя вдохновляет лишь дешёвое криминальное чтиво, а не успех, деньги или принципы. Может, от этого и бухал Фолкнер, так и не смогший продаться Голливуду? Об этом ли кино? Да чёрт его знает. Гении ли Коэны или раскрученные благодаря связям режиссёры-евреи? Тоже не уверен. Может, в этой загадке и зарыт секрет их культа? P.s. Роджер Дикинс снял очень красиво - особенно хорош пожар и пляж. Оценка 8,5 Афера Томаса Крауна. Реж. Норман Джуисон. США. 1968 ![]() Томас Краун - преуспевающий человек с миллионным состоянием, который преуспевает и в развлечениях - даже игру в гольф он умудряется превратить в риск. Ради развлечения он и банк грабит. Разумеется, что идеально - его толком не знают даже пятеро участников ограбления. На охоту за ним устремляется следователи банка (какой-то актёр) и страховой компании (Фэй Данауэй). По-своему легендарный фильм, коли у него появился римейк. Но хоть детективная интрига в последнем даже и повеселее, но в настроении и в идеях проигрывает. Впрочем, зависит от угла зрения. В чём? Римейк бесконфликтен - просто авантюрный фильм о ловком богатее. В классическом фильме интрига уже в мотивах героя - определение синопсиса о скуке лично меня не устраивает. Речь, скорее, об идейном кризисе яппи - во-первых, потому что банковские работники о трудовом накоплении как будто и не знают. А во-вторых, мир даже престижного потребления (гольф, поло, багги на пляже) смысла сам по себе не даёт. Поэтому герой и ищет не столько денег, сколько игры. Не в банальном развлекательном, а в смысловом значении, которое можно обозначить как "острые ощущения". Но режиссёр элегантно выруливает на новый виток - выберет ли герой (а то героиня...) любовь. Увы, финал доставит раздумья, способен ли человек из high middle class на бо́льшее, нежели битва за деньги и успех? Вопрос особенно актуален, если учесть соседствующих где-то там, рядышком с фильмом (может, и жаль, что не в нём) хиппи, детей цветов. Впрочем, экстремумов и игры и в их жизни было через край. Может, любовь вообще никому не нужна? Оценка 7 Американские граффити. Реж. Джордж Лукас. США, 1974 ![]() Второй Лукаса как режиссёра фильм вряд ли будет по душе поклонникам Звёздных войн. Перед тем, как разъехаться по университетам в мегаполисах, выпускники местной школы гуляют «на полную». В фильме показана только одна ночь, за время которой пути ребят причудливо пересекаются. Неисповедимы порой пути критиков и рецензентов. Полнейшая загадка, почему Американские граффити - комедия, потому что хотя бы забавные эпизоды насчитываются в пределах пяти. А больше это всё-таки экзистенциальная драма о несбывшемся. В ней угадывается автобиография режиссёра. Потому что из трёх героев "светлое" будущее оказалось всего у одного из них. У остальных будущее украла война... В известном смысле Лукас открыл в кино и тему вьетнамского синдрома. Только копнул чуток вглубь. Впрочем, кому как. В конце концов, Коппола предлагал ему снять что-то лёгкое, а зрители проголосовали за "лёгкость" долларом. Пара источников граффити угадываются - есть что-то здесь от Сэлинджера и Бунтаря без причины, только осознанных через 10 лет и приобретших черты потерянного поколения и при этом со странным, но оптимизмом. Учитывая что Лукас ушёл в Звёздные войны и Индиану Джонса, поколение (не) совсем потерялось. Оценка 7,5 Мумия. Реж. Стивен Соммерс. США. 1999 ![]() Римейк классического ужастика, вышедший больше смешным, чем страшным. Надо признать, реинкарнация Индианы Джонс очень лиха,да ещё с куда большим налетом мистики, юмора и количеством персонажей и сюжетных линий, близких к критическому. В общем то, что не доделал Спилберг, Соммерс выдает с лихвой. Вот только с борьбой добра и зла не очень получается. Волей неволей возвращаешься к мысли, что алчность и наплевательство на чужие обычаи, даже если они кажутся суевериями, к добру не ведут. Самое обидное, что те, кто пытался предотвратить вмешательство неразумных англичан в разборки мумий, в итоге и расплачиваются за чужие грехи. Ну и вправду, не египтяне же должны оказаться супергероями, а зло надо не ограждать от пробуждения, а побеждать сквозь все трудности, пусть даже сам их создаёшь, не те книжки читая, не в те гробницы суясь и т.п.... Так что О'Коннелл превращается из почти рядового искателя приключений в спасителя человечества. Но это так, мелочи. А ужасная комедия... ой, комедия не таких уж и страшных ужасов! очень хороша. Благо, что это особенно хорошо прочувствовала Рэйчел Вайц - ходячая катастрофа, умудрявшаяся раньше времени информировать Имхотепа о подвигах суженого, да ещё с невинным и наивным лицом. Чем-то напоминает женский вариант Паганеля или учёный вариант человека с улицы Бассейной. Неплох и ее брат - обаятельный прохвост. Но наиболее мне запомнившимся персонажем вышел и вовсе эпизодический пилот. Почему-то именно он кажется самым честным и по-настоящему отвязным героем-чудаком. Пара шуток вообще превратились в мемы - например, про Рамзеса II. И если не заморачиваться на моральные дилеммы типа: может, не стоит западному человеку соваться в сугубо восточные дела?, то занятно вечерок скоротать точно получится. Оценка 7,5 Скотт Пилгрим против всех. Реж. Эдгар Райт. Великобритания. 2010 ![]() Скотт Пилгрим - бас-гитарист подростковой гаражной группы Sex Bob-Omb из Торонто. Его девушка-китаянка учится в школе, хотя он с ней и не целовался даже. Но вот во сне к нему является цветноволосая Рамона Флауэрс, а затем он встречает ее в реальности... Одна проблема - Лига бывших, которую Скотту придется победить. Эдгар Райт - ныне главный постмодернистский кинокомедиант и выдумщик, накрутивший пародии на полицейские фильмы (Типа крутые легавые), ужасы (Зомби по имени Шон), Твин Пикс пополам с фантастикой (Армагеддец) и что-то ещё. Дошла очередь до подросткового кино. Вопрос, пародия ли это. Скорее, ироничный взгляд на подростковый мир, у которого один прокол - возраст главного героя. Всё-таки в 22 года ребятишки уже не сохраняют столь наивного любовного настроения. В остальном микс из 500 дней лета, музыкальных баттлов и компьютерных игр чрезвычайно потешен. Может, кому-то и не хватит сверхидеи в этом безобразии, но все компенсируется необузданной фантазией и милыми и слегка скотинистыми персонажами - например, голубой сосед главного героя, который очень легко делит с ним одну постель и столь же легко выселяет, или злобный продюсер, порабощающий Рамону, да и обе девушки примечательны и не только цветом волос и национальностью. Оценка 7,5 Следствие ведут знатоки. Дело пятое. Динозавр. Реж. Вячеслав Бровкин. СССР. 1972. ![]() В подъезде одного из домов ударом ножа тяжело ранен некто Серов. К кому он шёл и почему его попытались убить, предстоит выяснить знатокам. Надо сказать, выяснять придется непросто. Видимо, поэтому пришлось применять сравнение с английским сыщиком Холмсом. А то ещё и Сименон мелькнул со своим Мэгре. Советский детектив в этом контексте представлял всегда свою схему - при наличии ярких индивидуальностей (Костенко у Семёнова, Тихонов у Вайнеров) преступность побеждается не столько умом, сколько системой (недаром знатоков трое) и моралью. И знатоки в Динозавре примерно об этом - только здесь есть ещё и интуиция и даже философия. Сильный артист Владимир Самойлов фактически излагает доктрину Ницше, только (а иначе и быть не могло) с прицелом на достижение примитивных целей - недаром он больше обхаживает Игната, а не Афанасия. Вот только выяснилось, что динозавры такого рода не вымерли. Оценка 6,5 Следствие ведут знатоки. Дело номер 7. Несчастный случай, реж. Вячеслав Бровкин, Юрий Кротенко. СССР. 1972 ![]() Молодой водитель такси совершает наезд на пешехода на тротуаре. Но кто виноват? Молодой парень за рулём или всё-таки был кто-то, спровоцировавший аварию? Одна из самых несуразных серий про знатоков, где сказав "а" создатели так и не говорят "б". Например, характеристика водителю, которая остаётся бесконфликтной, хотя повод для конфликта был. Но ведь если ее запросили, значит, она имеет значение? Тогда почему Знаменский и его коллега Филиппов (Лев Дуров) берут очевидно пристрастно составленную бумагу, да ещё осознавая, что на работе парню всё равно может влететь? Почему не задаётся Знаменский вопросом, откуда взялся журналист с заранее сформированной позицией по делу? Да и откуда он о нем знает? От начальника? И поскольку интрига шита белыми нитками, то почему авторы уводят из-под удара вопрос о "руководстве" подлогами и лжесвидетельствами, хотя и начальник то совсем маленький? Да и чисто художественно: в чём мотивы героини, столь активно вмешивающейся в ход расследования? И в итоге серия, которая могла бы стать хоть в какой-то мере иллюстрацией неприкосновенности номенклатуры (потом таковой хоть чуток станет перестроечное Без ножа и кастета) превратилась в не так уж и интригующее расследование, потому что его результат более или менее предугадать несложно. А главный интерес представляет чисто юридическая сторона дела, когда преступником становится человек, который и сам не знает, что преступник, и окружающие про это и подумать не могут. Но и этот момент режиссер Юрий Кротенко не так уж и раскрутил. В итоге сплошные намеки и никакой центральной линии, словно бы авторы боятся сказать чуть определеннее, о чем должны бы зрители знать... Оценка 6 | |
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (01.07.2020) | |
Просмотров: 226 |
Всего комментариев: 0 | |