реж. Станислав Ростоцкий В ролях: Вячеслав Тихонов, Ирина Печерникова, Нина Меньшикова, Михаил Зимин, Ольга Жизнева, Валерий Зубарев, Ольга Остроумова, Игорь Старыгин, Ольга Архарова, Юрий Чернов и др. СССР 1968 Оценка 10 Илья Семенович и Светлана Михайловна Классическая школьная драма. В центре внимания учителя Илья Семенович, Наталья Сергеевна, Светлана Михайловна и их ученики, которые и сами могут кой-чему не только научиться, но и научить взрослых. Жаль, что трудно вспомнить свежие впечатления, потому что фильм в сознании давно разошелся на цитаты, сцены и отдельных героев... Это просто любовь к кино, которая, увы, слепа. Но все же попытаемся привести мысли в порядок. Наталья (Сергеевна) Горелова Режиссура. Станислав Ростоцкий тонко чувствуя ритм школьной жизни разделяет фильм на дни и вечера. Последние уходят на рефлексию, но заканчивается все утром субботы, что по своему символично, ведь воскресенье, помимо того, что выходной, этимологически день более важный... Прочь сомнения - завтра будет новый день. Сценарий. Сюжет - вещь не про Доживём до понедельника. Он вроде и есть, но это скорее наброски сюжетных линий. Линия номер один - историк Илья Семенович и Наталья Сергеевна (Наташа Горелова). Немолодому мужчине трудно преодолеть предубеждения и комплексы, а молодой девушке трудно быть самостоятельной в профессии и в любви рядом с сильными характерами своих (когда-то) учителей. На преодоление этого противоречия уходит немало сил ещё и потому, что за внимание мужчины борется ещё и педагог старой школы - Светлана Михайловна. Классический любовный треугольник, в который, впрочем, вмешиваются не только антропометрические данные, но и педагогические подходы и принципы. Вот и будет в доме счастье... Вторая линия - собственно ученики. Здесь, кстати, тоже любовный треугольник - первая красавица Лида, поэт-правдоруб Шестопал и прагматик-конформист Костя Батищев. Помимо этого, есть ещё девушка, мечтающая о семье, - Надежда. И ещё несколько историй масштабом поменьше (история это не математика, России сильно не везло на царей и т.д.), которые добавляют колорита и создают классический портрет выпускного класса - к предыдущим четырем можно добавить ещё юмориста, "болото" и рабочую аристократию. Линии помельче - мама-сын и педколлектив во главе с директором, тем не менее, выступают своеобразным фундаментом (как ни странно) к основным сюжетным конструкциям и лакмусовой бумажкой к состояниям героев, в первую очередь, Ильи Семеновича. Любовный треугольник Достоинство сценария в том, что все эти линии переплетаются в затейливый, но ясный узор, связанный тонко разыгранными характерами. Лейтмотивом и главным катализатором действия выступает сочинение, темой в котором заявлено счастье (моё представление). Финальный аккорд, появляющийся ещё в середине фильма, пафосен, но доказан - Счастье - это когда тебя понимают. Актёры. Конечно, для такой "галереи образов" требовалась идеальная режиссура в идеальном актерском ансамбле. Не беря отдельные эпизоды (хотя Юрий Чернов забавен, Валерий Зубарев максималистски романтичен, Игорь Старыгин цинично-ироничен и др.), сосредоточимся на главных героях. Мама дала водки... Вячеслав Тихонов - учитель истории Мельников. Немолодой педагог (мягко говоря, не самая оплачиваемая профессия), живущий с матерью, в которого влюблены две уч илки - постарше и помоложе. Он, хоть и фронтовик, но интеллигент и потому мучается, боясь выйти за однажды очерченные рамки в личной жизни и зайдя в тупик при столкновении с новым (в лице Натальи Сергеевны). Оставить все как есть? Или измениться, чтобы пойти под руку с носителем этого нового? Не переиграть было задачей сложной - сыграть надо было и со срывами (Пожалейте наши уши, Тогда увольняй совсем, к чёртовой матери и т.д.) и со сдержанностью (статус учителя не позволяет все время гореть). Пожалуй, даже в нашем кино актёров, способных на это, маловато. Так что Тихонов - идеальный Мельников. В классе, конечно, теплее, но мы потерпим Светлана Михайловна - казалось бы, более простой тип. Разве трудно было бы сыграть синего чулка, которыми кишит литература и кино? Однако ж найти в старой кошёлке черты идеологические (авторитарная педагогика) и человеческие (Эта принцесса, в общем-то права...) - сродни подвигу, ведь для этого надо в чем-то полюбить свою героиню и найти в себе ее черты. Поэтому это без преувеличения лучшая (и единственная в фильмах мужа) роль Нины Меньшиковой. Чуть проще было Ирине Печерниковой - но она, к счастью, не осталась только лишь восторженной ученицей, но нашла и себя ("Свинтусы вы порядочные"). Счастье - это когда тебя понимают Эта конструкция послужила и основной идее фильма - две женщины демонстрируют два типа педагогов - консервативно-охранительный авторитарный (закрытый) и либеральный демократический (открытый), а мужчине досталась роль ищущего "золотую середину"... Современная школа до сих пор площадка для реализации т таких типов. Разве что заформализованна теперь сверх всякой меры. Важнее, что и учитель не должен быть картонной схемой и ученики должны воспринимать себя и восприниматься остальными как личности. Школа же должна быть открыта инновациям, но сохранять авторитет, если не учителя, то знания.
| |
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (03.09.2016) | |
Просмотров: 903 |
Всего комментариев: 0 | |