Реж. Ян Фрид
В ролях: Михаил Боярский, Анна Самохина, Игорь Дмитриев, Юрий Богатырев, Наталья Лапина, Михаил Светин, Виктория Горшенина.
1989
Оценка - 6,5
Дон Сезар де Базан — бывший испанский гранд, а ныне странствующий смутьян и забияка, вляпывается в историю с цыганкой, ставшей его женой перед его неминуемой смертью, а после неё должной стать любовницей короля Испании…
Красавица Наталья Лапина в роли королевы и первый министр Игорь Дмитриев
Ян Фрид — один из главных специалистов по костюмным мюзиклам в советском кино. Собака на сене, Летучая мышь, Сильва, Благочестивая Марта… Оперетта и мюзикл, испанское средневековье и австровенгерское Новое время — излюбленные темы Фрида. Но то ли они поизносились, то ли сам режиссёр утомился разрабатывать эту ниву, но в середине 80-х от его фильмов веяло инерцией и легковесностью ("Вольный ветер» трудно признать удачей). Творческий и народный успех Собаки на сене так и оставался непревзойдённым.
Дон Сезар в исполнении Михаила Боярского до свадьбы
И вот очередной раз — Испания, снова Боярский в главной роли. Но уже не Лопе де Вега, а куда менее известные французские драматурги. И результат получается как в анекдоте — вроде то же самое, но всё-таки не то. Литературная основа, лишенная драматизма в силу своей водевильности. Хорошие, но не гениальные музыкальные стилизации Геннадия Гладкова. Обаятельный, но уже без прежнего молодого задора и романтического флёра Боярский. Прекрасный актёрский ансамбль в целом (особенно хорош, на мой вкус, Юрий Богатырёв), но большая часть увиденного в их исполнении уже где-то была…
Дон Сезар ("мертвец" и молодожен) и король в исполнении Юрия Богатырева
Да и идейно все движется по нисходящей. Герои не то что бы мельчают, но явно идут вниз. В соединении испанской классики (Собака на сене) и французской беллетристики (Дюма и прочие) Фрид вместо перспективного, умного и «возвышающегося над своей долей» Теодоро являет разорившегося и опустившегося испанского гранда Дона Сезара, пусть он ныне и свободный бунтарь-художник. Вместо вертикального роста по социальной лестнице, что «дюмашного» Д`Артаньяна, что веговского Теодоро, идёт ходьба по краю смерти (казни) Сезара… А финал и вовсе отправляет главных героев в бродяжничество заместо «дома полной чащи». Довольно любопытный лейтмотив кинобегства в еще существующей, но разбегающейся на куски советской стране…
Финал "Прощание (Маритана - Анна Самохина)
В 1989 году Фрид предпочел снять хоть и историю любви (вернее, свадьбы), но не на родине, а в скитании. Фильм смотрится немного усталым прощанием с прошлым и страны, и советского кино в его экранизаторской ипостаси (одной из наиболее ярких в нем) и встречей с неопределенным будущим… Несмотря на водевильный характер, чувствуется излёт кинематографа, в котором оптимизма уже не слишком много. Правда, Фрид относится к этому с мудростью, потому финальное «Прощайте» звучит грустно и светло, но не тоскливо. Есть ещё надежда, что в далёкой Америке его герои-скитальцы найдут счастье. Может, это некая аллюзия на советского человека, когда-то возвысившегося над своей долей как Теодоро (кто был ничем, тот станет всем), а теперь пришедшего в своей нищете на новую развилку как Дон Сезар, мечтающий об Америке как Новом Иерусалиме?
|