Государственная граница. Фильм 1. Мы наш, мы новый мир... СССР 1980 реж. Борис Степанов В ролях: Игорь Старыгин, Августин Милованов, Александр Денисов, Эрнст Романов, Марина Дюжева, Вия Артмане, Виктор Тарасов, Аристарх Ливанов Жаль, что отменили цензуру… Довольно популярный сериал «Государственная граница» с художественно-исторической точки зрения мог бы ограничиться только этим 1-м фильмом. Впрочем, почти в каждой части сериала, за исключением разве что 7 и 8-й, можно найти если не хорошую постановку и исполнительское мастерство, то повод что-то из истории узнать. Но в целом, в дальнейшем сериал выродился в нечто среднее между клеймением «гнилого Запада» и «шпионскими играми». Молодожены (Игорь Старыгин и Марина Дюжева) А ведь в первом фильме показана более-менее внятная схема работы даже с изначально пропагандистским материалом и узко поставленной задачей в виде пиара пограничных войск КГБ СССР. Можно даже наскрести и другую задачу — политическую: обоснование мощи советского ВПК и аппарата безопасности, дабы ни одна мышь сквозь границы не проскочила. Тем более, что эволюция погранслужбы в сериале и демонстрирует нехитрую и, как ни удивительно, правдивую пропагандистскую вещь: превращение границы из проходного двора в непроницаемый железный щит. Игорь Старыгин в роли Дановича И по правде говоря, именно трагизм обстоятельств и интересные персонажи отличают первый фильм от всех последовавших. Пусть даже это идет в ущерб динамизму действия, а в изложении есть несколько лишних околосюжетных наворотов. Вия Артмане - мать Дановича Объективная же картина действия такова: офицер-пограничник Данович, отправившись однажды на службу, поставлен перед фактом ликвидации границы, а, значит, и собственной пограничной судьбы в связи с грянувшей 25 октября революцией, которая смела препоны между народами Декретом о мире… Учитывая дворянское происхождение и отсутствие государства, которому он служил, офицер со своей молодой женой и матерью отправляется на Запад, в Германию, в неизвестность… Белобандит Серж (Аристарх Ливанов) И вот тут, как и любой человек в эпоху революции (а тем более пограничник), Данович сталкивается с дилеммой — служить ли странноватому, хамоватому, необразованному государству или уйти туда, где он никому не нужен вовсе? "Красный генерал" (Виктор Тарасов) Но ценность фильма еще и в некоторых деталях. Одна из самых интересных, как мать Дановича, уходя-таки в Германию, крикнула: «Ты еще вспомнишь свою мать!». И вроде бы эмоции, но если приложить к ним известные советские анкетные характеристики «происхождение», «родственники за границей», то будущая судьба Дановича незавидна, а сцена приобретает иное значение… Или фраза Гамаюна о том, что со временем научимся, а ПОКА такие как Данович помогут… Или как бывшего генерала (находящегося, к слову, на службе у красных) не пускает в Смольный часовой… В общем, любопытнейшая картина. И очень сдержанная манера игры Старыгина подчеркивает как достоинство, так и место меж всех огней таких вот интеллигентов… "Товарищ в шляпе" - Эрнст Романов Жаль только, что советские цензоры убили картину как историческими ляпами, так и прочими несуразностями. Про ходульность ряда персонажей, карикатурность ситуаций, «случайность» встреч и т. д. сказано выше. Но зачем еще и в небрежном публицистическом ключе «добивать» Николая II сравнением с Лениным? Зачем настаивать на том, что Октябрьский переворот — революция, коли тот же Ленин нисколько не гнушался называть события именно так? А пафосные восклицания «товарища в шляпе», чаще всего ни к месту? Стоило бы подрезать всё это новыми цензурными ножницами. В конце концов, даже в советское время выходили талантливые фильмы про революцию и гражданскую войну, лишенные подобных недостатков… Матрос Гамаюн - Александр Денисов Но, пожалуй, даже таким вот образом фильм проводит границу не только по земле, но и по людским судьбам. Пусть не слишком явственно и убедительно, но кино и об этом тоже. А, может, и в первую очередь об этом… | |
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (29.03.2015) | |
Просмотров: 1414 |
Всего комментариев: 0 | |