Учебный год закончился – время подводить итоги. Даже скучно писать о том, что они неутешительные. Это практически смешно, если бы не было так грустно. Единственный государственный. Основной мотив ЕГЭ – это борьба с коррупцией в образовании. Само определение забавит, потому как если и цветет коррупция в данной системе, то уж точно она не столь вопиюща как в системе высших органов власти. Есть, говорят, даже результаты исследования, согласно которым образование и здравоохранение самые коррумпированные сферы. Это, так сказать, идеологическая закваска для реформы. А конечным ее итогом становится выведение учителя из системы образования как самостоятельной личности, формирующей и оценивающей результат обучения. Соответственно, разрушается личностная связь учителя и ученика, а, значит, и окончательно выхолащивается воспитательный компонент образовательного процесса. Недаром в образовательных документах вместо гармонически развитой личности все больше возникает компетенция, предполагающая определенный набор знаний и умений (или функций). В общем, человек уже и не человек, а функция. Особенно это опасно для предметов гуманитарного цикла. Поэтому попытка представить единый государственный экзамен только как эффективный (причем скорее относительно эффективный) инструмент в борьбе с коррупцией, выглядит неубедительно. Это серьезная реформа, меняющая принципы строительства образовательной системы и системы обучения. Уже давно ведутся разговоры о том, что воспитательный компонент из образования уходит – ЕГЭ находится в этом контексте. На всех парах в Европу… То, что высшее образование нуждается в реформировании, вопросов не вызывает. В определенном смысле реформа призвана навести порядок в высшем профессиональном образовании, которое уже давно пустилось в самостоятельное и плохо управляемое плавание, что сказывается на качестве выпускников вузов. Но реформа в этом виде вызывает ряд вопросов: 1. Почему необходимо брать за образец именно европейскую систему, имея собственные образовательные традиции? 2. Чем же так хорош диплом европейского образца? 3. Что будет с системой среднего профессионального образования? 4. Как реформа повлияет на количество и качество высших учебных заведений и обучающихся в них студентов? 5. Какова стратегия реформы? Последние три вопроса из разряда риторических. Среднее профессиональное образование с каждым годом хиреет, а потому высок риск оставить промышленные предприятия без специалистов такого уровня. Количество вузов и студентов вообще давно не исходит из потребностей экономики, системы управления, образования, здравоохранения и культуры (заметен «перебор» в выпуске специалистов одних специальностей и «недобор» - в других). Про стратегию и говорить нечего – если она и есть, то не озвучивается. Кстати и первый вопрос из той же серии. Осталось ответить на второй. Так чем же хорош европейский диплом? Конечно, есть возможность продолжить образование в Кембридже, получить работу за границей. Но сколько людей могут сделать первое (Кембридж), и насколько необходимо России второе (чтобы граждане уезжали работать за рубеж)? Разве нам нет необходимости воспитывать специалистов для решения собственных задач? Для Вологды это, наверное, особенно актуально. Но не только это смущает. В конце концов, в 90-е специалисты самого высокого уровня были востребованы на Западе и без соответствующих дипломов. В условиях глобализации эта тема вдвойне неактуальна – для высококвалифицированных специалистов, конечно. Остаются только низкоквалифицированные. Вот для них границы действительно открываются. В этот процесс уже включилась Восточная Европа, поставляющая дешевую рабочую силу для Европы Западной. Кстати, в некоторых странах это вызвало проблемы общенационального масштаба. Например, в Латвии тысячи молодых людей едут на работу в Ирландию, что превратилось в настоящее национальное бедствие, поскольку усугубляет и без того неблагоприятную демографическую ситуацию и сказывается на обеспеченности трудовыми ресурсами местных предприятий. Видимо, та же участь ждет и Россию. А в целом непонятно, как будет функционировать вся система – начиная от начальной школы, заканчивая Академией наук. По-моему, нет понимания реформы как наверху, так и внизу. Очевидно и то (против чего выступает большинство вузов), что за 3-4 года качественно подготовить специалиста при существующей материально-технической базе, преподавательском составе, подготовленности абитуриентов практически невозможно. Будет ли расти качество всех этих компонентов или же это просто экономия средств на образовании? Ведь учить 3-4 года значительно дешевле, чем 5-6 лет.
И еще об экономии… | |
Категория: Обо всем и ни о чем | Добавил: smidmi79 (28.08.2009) | |
Просмотров: 433 |
Всего комментариев: 0 | |