ТВ (история)
В Код Культуры вмешался еще туристический канал Russian Travel Guide.

Вилли и Ники. 

Полухроникальный, полуигровой фильм об отношениях и переписке кузенов Вильгельма Второго и Николая Второго. Первый - амбициозный и нервный (его исполняет Виктор Сухоруков), второй - спокойный и почему-то уверенный (хотя его играет куда более мужественный Константин Лавроненко). Хотя в одном из разговоров Вильгельм называет Ники тряпкой. 
Отсюда несложный вывод: эпистолярный жанр, где господствовали Вилли и Ники, резко расходился с действительностью, а значит имеем дело с элементарным политическим лицемерием. Главный сюжет самого фильма - начало I мировой войны, которую вроде как пытались предотвратить оба... Но какие-то "неведомые" силы все равно не начали. Изредка возвращаются стороны и к потенциальному союзу (в основном на Дальнем Востоке). Но и он что-то не сросся. Поэтому трудно преодолеть, несмотря на харизматичного Лавроненко, некую брезгливость по отношению к Ники... 
Оценка 7 

Памятники оборонной архитектуры Псковской области. RTG 


Russian Travel Guide - канал, созданный, по всей видимости, туроператорами России и рекламирующий туристические объекты нашей страны. Природы здесь больше, чем истории, но и она попадается. Вот и Северо-Запад Руси-матушки - места куда как исторические. Корреспондент берёт довольно узкий сегмент - крепостные сооружения края, на который то ливонцы, то шведы, то поляки претендовали. Ивангород, Изборск и Псков - главные приметы военизированных земель. Рассказаны особенности сооружения крепостных стен, выбор местоположения (чтобы ещё и вода стала преградой), толщина стен, как вёлся бой и т.д. Познавательно, хотя порой сложновато и явно не хватает сцен реконструкции или, на худой конец, кадров из кино - так что требуется фантазия, чтобы представить, как всё было в образах. 
Оценка 6 

История, уходящая вглубь времён. Цивилизация. Великие географические открытия. Промышленная революция. США, 2016 


Документальный фильм в 3-х сериях о возникновении цивилизации и двух её поворотных (революционных) пунктах ставит перед зрителями (хоть и в упрощённом виде) ряд причинно-следственных проблем - почему цивилизация возникла? Почему в Месопотамии? Какое имеет к этому отношение климат и геология? Почему приручены были именно определенные животные, а не какие-то иные? 
Для историка ответ прост и заключён в словосочетаниях "Неолитическая революция" и "Промышленная революция". 
Своеобразным достоинством этого мини-сериала становится его междисциплинарная ценность - каждая серия начинается с Большого взрыва и прочей астрономии. Затем плавно переходит в геологию, в частности образование Пангеи и Афроевразии. А уж за ем объяснение, что и за чем произошло. Например, отступление ледника и образование горной цепи от северной Африки до Индонезии сформировало пояс первых цивилизаций в долинах рек. Почему именно таких животных приручили? Потому что травоядные и стадные - об этом тоже есть. Говорится и об особенностях ирригации и растительного мира и почему, например, американские цивилизации оказались слегка отстающими - потому что пролегают не с запада на восток, а по узкой полосе с севера на юг, поэтому не совершается обмен технологиями, как это происходило в Евразии... И не только технологиями, но и растительными культурам Хотя многое создали и американцы. 
Об этом поведала вторая часть, вывернутая как сближение когда-то разошедшихся суперконтинентов. В целом ничего особенного, но кое-что любопытное есть и здесь. Например, влияние Америки на остальной мир в части продовольствия. Теперь мы на 2/3 питаемся ее продуктами. 
Третья часть про промышленную революцию подчеркивает важность 3-х компонентов: полезные ископаемые (уголь, в частности, а затем и прочие элементы, появившиеся с других звёзд, которые побольше солнца), развитие энергии (от древесины и угля до пара, двигателя внутреннего сгорания и атома) и транспорта. Последняя треть серии посвящена войне... Тому, как она использовала, например, нитраты. Создали немцы, которым не досталась селитра из южной Америки и в итоге - удобрения, но и иприт и смерть жены изобретателя (она застрелилась, осознавая свою вину в трагедии Первой мировой). А потом атомные бомбардировки... И стоило так корячиться, создавая цивилизацию, если она может разрушиться в один момент? 
Технически же картина почти совершенна - на славу потрудились и оператор, и специалист по компьютерной графике. 
Оценка 8 

Любовь к отеческим гробам... Эхо Порт-Артура. 


Написано в аннотации, что программа посвящена памяти Василия Бойсмана. Довольно странно, потому что и Порт-Артур и Бойсман, хоть и упоминаются, но наравне с Цусимой, Владивостоклм и прочими участниками русско-японской войны. Один из них профессор русского языка Мори из Токио разыскивает, к примеру, японских военнопленных в деревне Медведь в Новгородской области, другие - ищут и хранят память о той войне. Но вроде бы сходятся, что сие не есть хорошо. Разве что не обмолвился на этот счёт правнук адмирала Того. В любом случае такое личное измерение событий прошлого века заслуживает внимания и сделано лирично и трогательно. 
Интересно было узнать, что японцы захватывали Порт-Артур в войне с Китаем, но под давлением России, Германии и Франции (?) вернули, и что историки считают, что не стоило закапывать деньги в этот порт - далёкий и неудобный - лучше было бы укрепить Владивосток. Ну любопытно, что есть общества потомков сражений той войны - и битвы за Порт-Артур и Цусимского сражения. Ну и что пленные японцы жили столь далеко от родной страны. 
Оценка 7

Они шли за Гитлером. История одной коалиции. 


Двухсерийный документальный фильм, вышедший накануне Дня Победы - странноватый симбиоз пропаганды, науки и политического заказа. Пропаганда - разумеется, антифашистская и даже слегка советская, но явно ищущая аналогии со современными националистами (нетрудно догадаться, где). Наука - международная. В качестве экспертов засветились учёные и журналисты из Италии, Венгрии, России. Занятно, что в кадре появился из живых участников только итальянский ветеран Альпийской дивизии, что тоже намекает на то, где именно раскаялись эа преступления агрессоров, а где до этого ещё далеко. Поэтому и политический заказ очевиден - мы победили не нацистскую Германию, а Европу, причем не сателлитов во главе с немецким зверем, а свору зверей. Особенно на орехи досталось венграм, зверствовавшим больше других (их хуже снабжали, слабовата была и дисциплина) - в кадре появились жители Воронежской области, где они хозяйничали. Интересна история еврейских частей, которые вооружены не были, но из-за формы почти целиком полегли в России. 
И фильм, конечно, не о ненависти к нациям, но явно призывает беречь историческую память. 
В частности, что итальянцы отнюдь не были слепыми баранами, а поддерживали Муссолини, и лишь некоторые из них (кстати, те же альпийцы) уходили в партизаны... А, значит, ростки могут жить. 
Оценка 6,5 

В поисках Жозефины.


Вновь французы об истории на Культуре. На этот раз о своей королеве и своем императоре. О последнем поменьше. Всё-таки о Наполеоне сказано и так немало. 
А вот Жозефина и ее роль в карьере и жизни Бонапарта - конечно, не тайна за семью печатями, но тема не столь раскрытая. Несколько примечательных фактов в фильме и открыли: 
Как-то не акцентировалось раньше, что Жозефина - уроженка Мартиники, креолка. Замуж за Богарне ее отдали заочно, и брак был, скорее, неудачным. Мужчина ходил налево. Зато на гильотину успел попасть, а Жозефину спасла случайность - её болезнь отложила казнь, а через пару дней был казнён уже Робеспьер. 
Аристократка оказывается востребованной. Особенно ей благоволит Баррас. Происходит формирование элиты из кадров дворянских и новых. В этом смысле союз Наполеона и Жозефины имел и вполне прагматические основания. Из фильма следует и то, что Жозефина была не столь романтична, как супруг. А тот, напротив, любил и ее, и ее детей. Кстати, есть история, когда Жозефина, разминувшись с супругом, попыталась вернуться в дом в Италии, и Наполеон открыл лишь когда ее дети об этом попросили. При этом Жозефина вела богемный образ жизни, но помогала Бонапарту в качестве дипломата и имиджмейкера - и во Франции, и в Италии, к примеру. Она собой прикрывала Бонапарта перед аристократами. Однако ее бесплодие всё-таки отравляло жизнь этой знаменитой пары. Поэтому и возникли Марта Валевская (она родила ребенка, что подтвердило "вину" Жозефины в отсутствии потомства), а потом и австрийская принцесса... 
Занятно, что теплые отношения сохранились и после развода - даже перед смертью она принимала в Мальмезоне (главной резиденции Жозефины) Александра Первого, в том числе оговаривая судьбу бывшего уже мужа. Удивительно, что госпожа де Богарне сохранила приятный образ в глазах обеих сторон в наполеоновских войнах. А сам Наполеон остался не только завоевателем, но и влюблённым, даже несмотря на все измены, политический и прагматический расчёт обоих. 
Оценка 7

Была ли виновна Мария-Антуанетта.


Французы, судя по каналу Культура, едва ли не главные историки современной Европы. Этот фильм занимается реконструкцией революционного суда над королевой Марией-Антуанеттой. Подробно разбираются обвинения от абсурдного с 8-летним сыном инцеста до растраты и государственной измены. Неожиданным в оценке является отрицание участвующими в фильме историками столь часто приписываемой королеве легкомысленности и высокомерия. Она спокойно отрицала все обвинения - откровенно надуманный (на уровне сплетен) кровосмесительный акт, растраты, которые для того времени оказались смешны и прочее. Но с госизменой отвертеться не удалось. Была ли она? Была ли преступная связь с австрийским двором? Вот тут-то и разошлись историки. 
Однако ж фильм в целом делает вывод, что героиня была невиновна, что для Франции с Марсельезой и 14 июля как национальным праздником... В общем мифы по-прежнему создаются, а потом рушатся и на их месте возникают новые. Странно, что не получил признания фильм Софии Копполы - думается, что она единственная, кто понял последнюю королеву рода Бурбонов до конца. Она была всего лишь символом, потому и судили не человека... 
Оценка 7

Энциклопедия. Шарль-Морис Талейран Перигор. 


Первый кавалер ордена за неоднократную верность. Поддержал революцию, убившую Бурбонов, поддержал восстановление Бурбонов против революции. Епископ, воровавший на продаже церковных земель, неудавшийся военный на хромой ноге, ставший великим дипломатом уверенной поступью обошедший нанимавших его королей. Потому и остался верен Франции, не забывая служить себе. 
Оценка 6,5 

Алезия. Последняя битва


Такое чувство, что Франция теперь впереди планеты всей по производству исторических фильмов. И французы демонстрируют даже и изобретательность. Ее демонстрировал цикл о греческих мифах. А теперь и эта анимационная история. В основе её сопротивление галлов римскому завоеванию в крепости Алезия. Повествование ведётся от имени одного из вождей, который сотрудничал с римлянами, но встал на сторону Верцингеторикса. Главная и серьезная проблема - это сценарий. Драматизм как-то не нагнетается. Изображение тоже будет непривычным, хотя техника опробована в ряде фильмов, раскрашенных после игры актёров. Тем не менее смелость аниматоров стоит отметить. Ведь классическая документалка уходит в прошлое, стиль Дискавери тоже утомляет, так что поиск чего-то срединного между познавательным и художественным актуален как никогда. 
Оценка 6
Категория: TV & the Radio | Добавил: smidmi79 (11.03.2020)
Просмотров: 290
Всего комментариев: 0
avatar
close