Код "Культуры" 2

Очередной обзор программ телеканала "Культура" (ныне - Россия К) - как регулярных (Кинескоп, Цвет времени, Что делать, Власть факта, Пряничный домик), так и иррегулярных, например, про Эдгара Алана По

Кинескоп - программа Петра Шепотинника.
Петр Шепотинник - один из самых известных не только русских, но и европейских кинокритиков и киноведов. Наконец-то возродилась его авторская программа о фестивальном кино, приоткрывающая смыслы кино. Интервью, мини-разборы, нелинейная структура, академичный стиль повествования могут отпугнуть многих, но искусство заставляет нас терпеть, становясь умнее. А Шепотинник способствует этому как никто.
Данная программа посвящена премии Европейской киноакадемии, где феерили Жюли Дельпи, Квадрат Эстлунда и сурово блистал Александр Сокуров, по-прежнему не считающий кино важнейшим из искусств и по-прежнему размышляющий о драме не только социализма, но и России вообще, в особенности власти у нас.
Оценка 7

Цвет времени. Михаил Врубель.


История Михаила Врубеля и его демонов как в прямом, так и в переносном смысле. Демон сидящий - один из шедевров символиста, в котором внутренняя борьба человека с дьяволом отразила и переживания самого художника.
Трагическая любовь к оперной певице, сын с заячьей губой, а затем сумасшествие и смерть. Если и есть биография интереснее, а творчество противоречивее, то совсем у немногих.
Оценка 6,5

Pro memoria. Восток есть восток.
О чем передача, я так и не понял. Предполагается, что о сущности восточного искусства, его особой традиции. Но уж больно аллегорично - получилось, скорее, многозначительно. И это не комплимент.
Оценка 5

Что делать? Демократия в современном мире.


Немного несуразный разговор под руководством Виталия Третьякова о демократии, который рассматривает ее как данность, а не как ценность и тем более не как инструмент. Ни анализа исторических условий ее возникновения и изменения, ни даже констатации ее основных признаков и т.п. Разговор ушёл в констатацию недемократичности США, Евросоюза и немного России. Связанность демократии и силы, недемократичность решения экономических вопросов везде, особая китайская модель, отсутствие гражданского общества в России - эти темы всё-таки заслуживают интереса в программе. Но в целом, как и любой разговор на слишком широкую тему - обо всём и ни о чём.
Оценка 6

Власть факта - Технологии: вызов для будущего
Беседа с профессором Евгением Кузнецовым и... Ещё каким-то чрезмерно умным профессором. Речь же шла о влиянии технологий на будущее - проще говоря о футурологии.
Тем интересных очень много - о предсказании Свифтом интернета (он писал, что даже полные придурки смогут писать научные труды, пользуясь чужими знаниями), о Римском клубе, спровоцировавшем спекулятивную тему глобального потепления и не только ее, о "тёмных веках" Древнего мира, когда Египет, Вавилон и хетты утратили лидерство, запретив использование железа, и всякие варвары типа ассирийцев повергли мир в ужас лет на 700, о глупости запретов на исследования ("вторжение") природы человека, потому что это только приведёт к деградации... И о том, что XX век не так уж прогрессивен - прорыв может случиться разве только сейчас с 3D печатью, но когда ещё это будет... Наконец, почему в фантастике нет оптимизма, а сплошной апокалипсис.
И вывод простой: надо искать свои технологии, чтобы не проиграть в этой гонке. Кстати, СССР имел некоторые элементы превосходства - в сфере планирования, например...
Оценка 8

Пряничный домик - Люди воды.
Пряничный домик - спецпроект канала Культура о культурном своеобразии российских регионов. На этот раз в фокусе - поморы и их рыбацкий промысел. Трудно, холодно, опасно - но что-то заставляет делать карбосы и выходить в море. Специалисты остались до сих пор. Вяжут неводы, шерстяные носки, ждут ветра (лучше северо-восточного). Пряники, кстати, тоже есть. Ну почти... Народные мастера России всё могут... Ну почти
Оценка 7

Пряничный домик. Искусство Хоомей.
Хоомей - это знаменитое тувинское горловое пение. Две ноты извлекаемые одновременно, тело как инструмент - все это делает тувинскую культуру уникальной. Ветер, ручей, цоканье копыт, мычание быков и коров - лишь небольшая часть музыкальных тем Тывы. А уж инструменты - совсем уникальная вещь. Даже смысле и тот продет между струн. А министром культуры Тывы является "горловой" певец. И даже местная кириллица содержит на 3 буквы больше и все из-за горлового пения, чрезвычайно популярного (в узких кругах) за рубежами России. Конгениально.
Документальный фильм именно об этом. Познавательно.
Оценка 7

Эдгар По.


Канал Культура продолжает просветительскую миссию, рассказывая неизвестное и очень известное об известном. На этот раз о мистической судьбе основателя детектива Эдгара По - проблемы с алкоголем, с нищетой, ранняя смерть при загадочных обстоятельствах... Начинаешь верить в мистику...
Оценка 7

Сияющий камень.
Такое определение дали мрамору создатели документального фильма каррарских умельцах и горняках, добывающих здесь этот камень с незапамятных времён ещё Римской империи.
Собственно, в неспешном ритме и рассказывается о свободолюбивых и гордых жителях Каррары, которые и Микеланджело послать могли куда подальше, если он не признал достоинств их камня. Так и сделали, так что тому пришлось ещё и уговаривать позволить ему использовать каррарский мрамор. Зато из него родился знаменитый Давид (там ещё и папа Лев X постарался, который чего-то там не благословил).
Странно, что фильм не столько познавательный, сколько видовой. Первый кадр вообще больше напомнил глянцевый пейзаж, который медленно оживает. И вправду красиво. Паласио, тихая солнечная Италия - это волшебство.
Оценка 7

Власть факта - История капитализма.
В гостях у передачи побывали два левых публициста и (заодно) учёных Борис Кагарлицкий и Андрей Фурсов. Тема должна была бы звучать как Генезис капитализма. Остаётся лишь пожалеть, что формат программы умещается в 45 минут, потому как разговора хватило бы часов на 5-6 и то потому, что кому-то приспичило бы в туалет или покушать.
Из наиболее любопытных тезисов:
Наличие антифеодальных революций в виде, например, восстания Уота Тайлера. Можно было бы их считать протобуржуазными, если бы они ещё и антибуржуазными не были бы... (А, может, и не были).
Венеция, переехавшая в Лондон со всем своим банковским капиталом и породившим в итоге капитализм.
Рынок - понятие не сугубо капиталистическое.
Само понятие капитализм появилось лишь в 19 веке.
Европа была нищей в сравнении с Индией и Китаем - те вплоть до 19 века создавали более половины мирового ВВП. И, кстати, при существовании рынка, который не был буржуазным. К слову, азиатский способ производства как система оказался чрезвычайно устойчив, а вот европейский путь, оказался не столько склонным к устойчивости, сколько к изменчивости, поскольку все время требовал ресурсов, потому и создал мировую систему капитала.
В общем, это только наброски к критике классической (марксистской) схеме природы капитализма. Разговор явно требует продолжения.
Оценка 8
Категория: TV & the Radio | Добавил: smidmi79 (18.01.2018)
Просмотров: 279
Всего комментариев: 0
avatar
close