Главная » Статьи » TV & the Radio

Телепрограммы канала "Культура"
Игра в бисер.
Николай Васильевич Гоголь - Вий.
Оказывается, что Гоголь - это не просто сказки, а большой символически наполненный текст. Ну вот как, например, догадаться, что сцена полета Хомы на ведьме - едва ли не главная эротика классической русской литературы. Или загадка смерти Хомы, который не мог определиться, кто он - победитель ведьмы или убийца. Молитва и крестное знамение - в чем их значение и загадка.
В общем, Вий по-прежнему способен открываться для читателей по-новому - и влияние его не ограничено только булгаковским полётом Маргариты.
Одна из самых интересных переда цикла "Игра в бисер".
Оценка 8,5

Уроки русского. Исаак Бабель - Одесские рассказы. Читает Павел Лунгин.
Ещё один благородный проект канала Культура - традиционные литературные чтения. Дело хорошее, но в исполнении Павла Лунгина, который все же не актёр, звучит не слишком убедительно. Может, поэтому проект слегка задохнулся. Жаль...
Оценка 5

Оптическая иллюзия, или Взятие параллельного мира.
Документальный фильм о футуристах в годы революции, которые толком не вписывались в прежний режим, и уж конечно, не смогли вписаться в новый, хотя поначалу не только пытались, но были в авангарде советского искусства. От работы в сфере охраны культуры (Малевич, например, ведал этим в Москве) до установки 70(!) памятников революционерам всех времён (например, двое в ванной - Маркс и Энгельс) и футуристического раскрашивания улиц Петрограда (Татлин). Окна РОСТА, (плакаты делал Маяковский), Мистерия "Освобождённого труда" (Юрий Анненков), постановка взятия Зимнего дворца (озвученная, к слову, будущим голливудским монстром Дмитрием Тёмкиным), ставшая образом и мифом и революции.
В итоге же большевики и футуристы разошлись. Последние почти и не скрывали своего анархизма, а большевики, в том числе и Ленин, далеко не были авангардистами - скорее, напротив, традиционалистами. После гражданской войны
Малевич, Матюшин, Каминский, Родченко, Татлин, Филонов, Попова и другие закончили свой роман с властью. Новое искусство не прижилось в новом обществе.
Оценка 7

Что делать?
Наказание в современном воспитании.
Редкий гость в программах нашего ТВ - образование. Что-то можно услышать разве что на радио. Тем более любопытно, что большинство гостей - педагоги, - не говоря уже о ведущем, исходит из необходимости наказания. В том числе даже и телесного.
Оценка 6

Жизнь замечательных идей. Золото из ничего или Алхимики XXI века.
Вечная мечта человечества - больше золота волновала даже такие передовые умы как Роджер Бэкон, которого, однако, за алхимию едва не сожгли и в тюрьме не сгноили.
Создатели программы не только делают исторический экскурс в прошлое золота (например, у майя его было завались, но они его не шибко ценили), но и современное его значением. В частности, что резервы все реже хранят в золоте (США с 1971 года отказались от этого), а главными хранителями его теперь являются частные лица. В Индии, например, у граждан, в основном в виде украшений, около 18 000 тонн золота.
А алхимики XXI века из Израиля умудрились создать искусственное золото. Обвалится ли рынок? Говорят, что нет. Золото все больше превращается в технический металл.
Оценка 6,5

Любовь в искусстве. Козима Лист и Рихард Вагнер.
Частично реконструированная история любви дочери знаменитого Ференца Листа Кожимы и немецкого классика Рихарда Вагнера. Занятно, но не более.
Оценка 6

Феномен Кулибина.
Иван Петрович Кулибин - фигура, вошедшая в фольклор. Русский гений, даже при дворе не думавший сбривать бороду, а искусству изобретательства научившийся сам.
Оптический семафорный телеграф, усовершенствование спуска кораблей, фонари наподобие электрических, проекты мостов, часы... А востребован был как устроитель фейерверков.
И ещё - русский гений может жить в нищете, но решать мировую проблему. Типа вечного двигателя. Вот Кулибин и надорвался - жаль, конечно. Но не столько его - он-то был весёлым, неунывающим человеком, хоть и непьющим притом, сколько родину - не оценила его гения, использовав его как... пожарного, а не как учёного.
Оценка 7,5

План Маршалла: похищение Европы? Реж. Алексей Артемьев
Фильм в уже традиционной манере политического детектива рассматривает историю знаменитого плана Маршалла, по которому западноевропейские государства получали помощь от США в послевоенный период. И на эту помощь готовы были согласиться даже закоренелые (читай "закостенелые") коммунисты типа чешского Готвальда. Поэтому план стал предметом политических битв холодной войны. Что почти не подлежит сомнению сегодня, так это потеря западноевропейскими странами своей субъектность, пусть и в обмен на условное экономическое благополучие. Так что свою политическую роль Маршалл выполнил.
Оценка 7

Оба-на - Похороны еды (1991)
Канал Культура продолжает эксгумировать советское и раннее постсоветское телевидение. Вот вспомнили и про забытого телелеяиеля, а ныне актера и продюсера Игоря Угольникова и его Оба-на шоу.
О сути своей программы рассказал сам шоумен - это театральный капустник, перенесенный на телеэкран. Программа отнюдь не такая смелая, как могло бы показаться - всё-таки 91-й год и сатирой никого уже не удивишь. Даже если это озвученные знаменитым советским диктором Игорем Кирилловым похороны еды. Тем не менее это тогда (и совсем немного сейчас) наверняка казалось чёрным юмором. Но гораздо больше здесь, хоть и немного на грани, очень неглупого и не только черного, но ещё и абсурдистского юмора и сатиры - особенно любопытны вариации на тему Гамлета и редкие до того в нашем отечестве гэги (затем эту тему подхватят Маски шоу). Засветились в программе и будущие заезды шоу-бизнеса - (уже) трио Секрет во главе с Фоменко.
Жаль, что со, временем градус коммерческого в нашем смехе вырос, а интеллектуального - напротив, упал. В том числе и у Угольникова. Впрочем, он всё-таки возродился из пепла, снявшись для начала в искрометном Ширли-мырли, а много позже и вовсе в независимых Рассказах.
Оценка 7,5

Власть факта - Империи и их судьбы в XX веке
XX век оказался кладбищем империй. Именно этот феномен обсуждают участники программы. Но, пожалуй, ничего особо умного не извлекают. Разве что разница между характером колоний Британии, Франции и Германии с одной стороны и Россией, Австро-Венгрией, Турцией - с другой.
Оценка 6
Категория: TV & the Radio | Добавил: smidmi79 (18.01.2018)
Просмотров: 33
Всего комментариев: 0
avatar