Код Культуры. XX век.

Архивные программы отечественного ТВ на канале Культура

ХХ век. Вершина. 1982.

Фильм, снятый в рамках программы Клуб кинопутешественников о первом восхождении на Эверест (по-моему Джомолунгма ни разу не прозвучало) советских альпинистов. Установка лагерей, подготовка к восхождению, срывы со скал и ледников, травмы и тяжелейший маршрут, который другие группы называли самоубийственным, бытовые зарисовки типа чтения писем. И красивые величественные виды Гималаев.
Немного смущает слегка уничижительное отношение к шерпам, которые смогли дойти "всего лишь" до 7200 метров.
Впрочем, и советские восходители шли с кислородом. Удивительно, но смотрится легко, хотя увлекать тут явно не пытались...
Оценка 7


XX век. Жгучие тайны века. Автор - Лев Николаев. 1981


Один из фильмов СССР, который ставил тонкие психологические эксперименты над особенностями человеческого восприятия. В качестве объекта исследования - мифы о Бермудском треугольнике, Снежном человеке, инопланетянах и т.п. В общем-то объясняется зависимость людей от контекста (эксперимент с иностранными и русскими словами в двух столбиках), заданного мнения (эксперимент с запахами) или модой. Есть ещё и авторитетное мнение (в нём засветился космонавт Гречко).
Тем не менее, даже после такого "разгрома" мифов в инопланетян люди верить не перестают.
Кстати, на этом фильме работал главный научный телевизионщик Лев Николаев, создавший целый ряд проектов - Мир денег Адама Смита, Гении и злодеи и прочие. А сейчас это если и существует, то в загоне канала Культура...
Оценка 8


ХХ век. Голубые города. Песни Андрея Петрова. Реж. Александр Белинский. 1985


Песни ленинградского композитора Андрея Петрова исполняют в основном ленинградские же и артисты. В качестве фона ленинградские дворцы и улицы, Евгения Симонова исполняет и вовсе где-то на платформе электрички. Диапазон песен - широчайший. От стилизацией под романсы 19 века (несколько песен из фильма О бедном гусаре замолвите слово") до эстрадных песен и песен о войне (Николай Караченцов исполнил студийную версию Минуты тишины). А есть один сугубо танцевальный номер, заставивший посмотреть на то, кто режиссёр, а им оказался знаменитый Александр Белинский, ставивший на телевидении балеты с Васильевым и Максимовой... Поэтому часовой фильм-концерт оставляет какое-то странное ностальгическое послевкусие - вроде ничего особенного, но лёгкая и в чём-то приятная печаль... Кстати, в пении засветились ещё и Ирина Муравьёва, и Михаил Боярский, и Нани Брегвадзе... Музыкальный материал и обсуждать нечего - песни Петрова вся страна как минимум по фильмам Рязанова знает.
Оценка 7


XX век. Музыка в кино, в театре, на телевидении. Фильмы Эльдара Рязанова. Ведущие Андрей Мягков, Эльдар Рязанов.
Экскурс в фильмы Рязанова с музыкальной стороны. Теперь странно звучат два факта: в музыкальное кино Рязанова затащил Иван Пырьев и то, что сам Рязанов каждому из композиторов, с кем работал, говорил, что он не разбирается в музыке. Кстати, думалось, что Рязанов работал в основном с Петровым, но... Музыку к первым его фильмам писал Анатолий Лепин, в том числе знаменитые хиты из Карнавальной ночи. Кстати, здесь появился пикирующий диалог с Гурченко, в котором та сетовала, что Рязанов ее не любит. Ещё один фильм снят по уже хитовой оперетте-водевилю Давным-давно с музыкой Хренникова (оказывается, что с готовым материалом работать даже сложнее). Наконец, начало сотрудничества с Андреем Петровым - фильм Берегись автомобиля, где одним из удивлений стала погоня в темпе вальса, что говорит о настроении музыки, а не о ее иллюстративности.
Во второй части вообще всего три фильма - немузыкальный, но с 8(!) песнями Ирония судьбы, добавивший несерьёзному печали (на чем в итоге и настояли Рязанов и Таривердиев - и это особенность замысла), стихотворный, в том числе и со стихами Рязанова (отдельная история об анонимности У природы нет плохой погоды), Служебный роман и ностальгический и современный О бедном гусаре замолвите слово. Много песен, много рассказов Рязанова, мало Мягкова (он сидит и в основном молчит на фоне блещущего красноречием Рязанова), небольшое выступление Миронова и даже Хиля, продемонстрировавшего "живучесть" песен из кино вне кино. Чистая радость истинно советского кино.
Оценка 8,5


XX век. Мастера искусств. Народный артист СССР Евгений Леонов. 1977


Автобиография Евгения Павловича Леонова, рассказанная им самим - наиболее значимые роли в театре и кино: Шибалко и Шулейкин, бригадир Потапов и музыкант Сарафанов, Винни-Пух и многие другие. Хорошая интонация и рассуждения о философии актёрства.
Оценка 7


XX век. Кинопанорама. Мастера советского кино. Евгений Матвеев,Григорий Чухрай, Станислав Ростоцкий


Эльдар Рязанов берет интервью у трёх главных мастодонтов советского кино 60-70-х. Надо признать, что относится режиссёр не ко всем одинаково - с Матвеевым интервью вышло чересчур официозным и даже натянутым. Чухрай держится корифеем, хотя и говорит, что прошел испытание медными трубами славы. Впрочем, мечта снять фильм о Сталинграде (теперь, увы, мы знаем, что несбывшаяся) обеляет художника с благодарной памятью.
Но наиболее теплым стало интервью с Ростоцким - и обращение на "ты" и простые и искренние ответы. В итоге и получается портрет эпохи - все трое фронтовики, сильные люди, творцы, но при этом каждый индивидуален. Зная итоги будущего съезда кинематографистов, удивляет низвержение Ростоцкого (Матвеева не особенно жаль)... Как же порой близоруки киношники по отношению друг к другу. А ведь Чухрай в этом же интервью сказал, что у каждого свой путь, а конкуренция - это не про режиссуру.
Оценка 7
Категория: TV & the Radio | Добавил: smidmi79 (29.07.2020)
Просмотров: 146
Всего комментариев: 0
avatar
close