Код Культуры. XX век. Знаки времени. Часть 4
Архивные программы советского и российского ТВ - вроде как история нашего телевидения.

Музыка в театре, в кино, на телевидении. Андрей Петров. 1986.

Знаменитый ленинградский композитор, автор музыки почти ко всем фильмам Рязанова, к половине фильмов Данелии, к фильмам Ростоцкого (Белый Бим), а ещё и автор симфоний и т.д. Фильм построен на воспоминаниях, фрагментах творческого вечера (ведущий, кстати, Рязанов), импровизациях, наконец, на интервью самого Петрова. Но царит, конечно, музыка. Самое интересное - как поющие (и не поющие) актёры отзываются о его песнях (даже Гундарева и Гафт, которые никогда не пели).
Оценка 7,5

До и после трёх секунд. Старший тренер. СССР. 1972, 1979.


Два фильма объединены темой баскетбола. Первый - о двух великих тренерах мужской баскетбольной сборной - Владимире Кондрашине и Александре Гомельском, второй - о ещё более титулованной фигуре - тренере женской сборной Лидии Алексеевой. А она нечто вроде баскетбольного Суворова - выиграла вообще всё! Вернее, не проиграла вообще ничего! О ее методах - жёстких и нравственных повествует фильм. Да и вообще фильм об этике и неколебимом желании победы.
А три секунды - разумеется великий мюнхенский финал 1972 года, его истоки и его следствия. В первую очередь, передача опыта молодым.
Оценка 7

Девять новелл о счастье. Реж. М. Закиров. СССР. 1967


Счастливы ли Вы?” - девять интервью с людьми разных профессий.
Отвечают: парикмахер Т. Константинова, строитель из Ташкента А. Ицков; реэмигрант, вернувшийся спустя 33 года из США на Родину, С.Ф. Стрелков, писатель М.Маклярский; бывшая партизанка, на момент создания фильма - доктор медицинских наук Н.В. Троян; руководитель баптистской церкви А.В. Карев, академик Н.П. Дубинин, актриса Т.В.Доронина, заслуженный летчик-испытатель Г.К.Масалов.
Поскольку программа вышла в цикле ХХ век, то ей полагалось предисловие, которое исполнил Виталий Третьяков, справедливо отметивший, увы, немного по-стариковски, что наше время перестало задаваться вопросом о счастье, а советское задавалось многократно. Причем не обходило в этом вопросе и религию.
И то правда. И здесь фигурирует священник-баптист. Но в следующем кадре его не очень жёстко, но костерят, показывая на могилы воинов Великой Отечественной "они не думали о вечном..." Впрочем песня не о нем, а о любви. О любви и невозможности жить в отрыве от родины, несмотря на хорошие заработки (но и не уверенность в завтрашнем дне), о счастье труда, об отсутствии счастья (Татьяна Доронина)... В общем, жить - уже счастье. Надо бы почаще об этом вспоминать.
Оценка 7,5


Раймонд Паулс.


Год выхода программы - 1982. И это только-только начинавшийся пик популярности Паулса. И популярность эта была сделана почти целиком Пугачёвой, включившейся ещё и в телевизионную струю вместе с Евгением Гинзбургом (режиссёром и этого творческого вечера). Так что это не набор песен, а даже и концепция - театрализация и импровизация, вплоть до самой Аллы Борисовны, спевшей пару-тройку песен, но зато с интерактивом.
Оценка 6,5

Николай Караченцов. Один за всех.


Фильм-концерт... Впрочем, скорее тематический сборник клипов Караченцова, бюджетно снятый на студии Лентелефильм и объединенный странноватым сюжетом о звезде, прибывшей на съёмки фильма. Главный хит - Играю роль. Остальное - так себе.
Оценка 6

Вокруг смеха. 1981.


В День смеха канал Культура порадовал одним из старых выпусков программы Вокруг смеха с предисловием Михаила Боярского, который исполнял в ней песни полушуточного содержания в ретро-духе (типа песенки про галстук), хотя Михаил Сергеевич упорно называет их романсами. А ещё в передаче была пара из Ростислава Плятта и кого-то ещё...
Передача больше ностальгическая, чем собственно смешная. Но в этом и ее очарование.
Оценка 7

Шоу-досье. Леонид Филатов. 1992.


Слегка депрессивная программа с Лионом Измайловым. И это несмотря на то, что он юморист. Программа из разряда интервью, причем довольно длинная. И по ощущениям весьма непростая - и гость и зрители пребывают в состоянии конца эпохи, в которой сам Филатов просто пытается сохранить достоинство и настоящую (непоказную) преданность искусству. Кстати, семьёй и близкими ради искусства Леонид Алексеевич пожертвовать был не готов, что говорит о его честности. Заметно, что и ради публики он не идёт на компромиссы, хотя и прочёл стихи и отрывок из набившего оскомину Федота-стрельца.
И все равно трудно отделаться от чувства неловкости и какого-то надрыва в поведении актёра. Странно, что актёра, потому что он ещё и писатель, и режиссёр.
Публика... Пожалуй, чересчур обычная, а потому не по делу восторженная порой. Смущает и приставка шоу, сказавшая о наступлении новых времён куда больше, чем сам Филатов. Впрочем, настроение творца, как будто чувствующего смерть чего-то большого тоже дорогого стоит.
Оценка 7

Василий Шукшин. Писатель, актёр, режиссёр. 1979.


Всего лишь через 4 года после смерти о Василии Шукшина вспоминают его коллеги - писатели Сергей Викулов, Виктор Астафьев, актеры Михаил Ульянов, Георгий Бурков, режиссёр Сергей Бондарчук.
Важным оказалось и предисловие писателя Варламова, сославшегося на Валентина Распутина, который в свою очередь отрядил на представление России в мире именно Шукшина. Сочетание сложной истории (отец репрессирован), крестьянского рождения и интеллигентского воспитания (кто-то так и выразился - что в нем не было нарочитой мужицкости).
Пожалуй, центром мемориальной программы стал Михаил Ульянов, который не был связан общими работами с Шукшиным, но именно он стал ставить его на телевидении и в театре и поэтому говорил о творчестве и сути шукшинской прозы (он же прочёл рассказ Микроскоп). Кажется, Евгений Лебедев заметил, что здесь явлен тип детского открытия мира даже у взрослых людей, что черта именно русского характера
Запомнилось и суждение Георгия Буркова, который явил контраст со своими ролями - как-то тихо, доверительно сказав как раз о словах про мужика из Калины красной, коих не было в сценарии и которые Шукшин вставил в фильм в последний момент, опасаясь, что их не пропустит цензура.
И, увы, несостоявшийся проект фильма про Степана Разина должен был венчать поиск русской ментальности, но не срослось... Хотя даже натура была найдена...
Странный парадокс - Бондарчук, оказывается, поставил два условия съёмок Он пришел дать вам волю - сначала Калина красная, а потом Они сражались за Родину. Создатели этого фильма закончили его чтением Бондарчуком официального некролога. Вроде и породил, а где-то и убил...
Оценка 8

Старая квартира. 1963 год.


Вообще-то не очень оригинальная программа, потому как явно паразитирующая на успехе Намедней Парфёнова. Справедливости ради, формат совсем другой, но тот же ностальгический аромат. Суть в следующем - как бы коммунальная квартира, по которой в гости ходят ведущие (вернее, ведущий по фамилии Гурвич). Диван, телевизор, комоды и т.п стоят на сцене, зрители сидят в зале. В переходах между гостями ведущий звонит в дверной звонок (вернее, в один из них). Дело сопровождают фотографии из старых альбомов.
В 1963 году начали с Валентины Терешковой, неожиданно перешли к твисту, причем решили танцевать его даже в проходах... И, удивительно, но продемонстрировали дале советскую ему альтернативу - естественно, что менее похабную. Естественно, что трудно обойти тему убийства Кеннеди, для чего в студии поприсутствовал автор книжки об этом, доказывающий, что именно пуля Освальда стала смертельной.
Далее любопытный экскурс в историю ипподрома - единственной азартной игры в СССР. Рассказом блистал Александр Ширвиндт. Наконец, Наталья Дурова рассказала об уголке семьи, получившем новое здание в 1963 году.
Завершаем тоже Парфёновым, который делал самый короткий свой проект Какие наши годы с оглядкой не только на Намедни.
Оценка 6,5

Кинопанорама. 1991. Владимир Басов.


Программа памяти режиссёра и актёра Владимира Басова. Говорят о нем Михаил Ульянов, Владимир Наумов, Михаил Швейцер, Самсон Самсонов, Яна Поплавская (Красная шапочка)... И множество фрагментов из его фильмов и с ним в фильмах. Кинопанорама уравнивает его как режиссёра и актёра. Потому как его диапазон как актёра ещё и не раскрыт: от Дуремара до белого офицера в Днях Турбиных. Интересно, что о нем вспоминают его коллеги даже больше, чем актеры с ним работавшие. Но и актёр Ульянов заметил, что Басов мог сделать гораздо больше, но жил так, будто у него в запасе вечность. А Наумов посетовал, что должен был снять его во всех своих картинах.
И всё же самое ценное про характер и профессионализм (без шуток) Басова сказал Янковский, который спросил на съёмках Щит и меч, в чем сверхзадача роли (поскольку сцены снимаются не по порядку, то и игра разрывается на фрагменты), на что Басов заметил: ты, радость моя, эпизод сыграй, а сверхзадачу я тебе склею.
Ну и Басов, конечно, король эпизода.
Есть и любопытные воспоминания сына - о том, что ложился в восемь, а вставал в шесть и вел себя так, будто все так же должны...
К слову, после смерти режиссёра прошло уже четыре года к тому моменту.
Оценка 7,5


Кинопанорама. 1979. Ведущий - Ростислав Плятт.


В программе несколько тем. Дивы раннего советского кино: Орлова, Марецкая... И Раневская. Именно ей посвящена большая часть программы - ее технике, образам, работоспособности... А кому как ни Плятту об этом знать - Подкидыш, Весна - их совместные звёздные роли.
Ещё один сюжет - Пять вечеров Никиты Михалкова и разбор актерской игры. Видно, что Михалков ради своих пасть порвёт и моргалы выколет. В смысле любит - Любшин ведь и вправду ломает себя ради роли. И если бы Михалков в него не верил, то ничего бы не вышло. Как и с Гурченко.
Третий сюжет - Старомодная комедия и Алиса Фрейндлих, которая показывает ещё и роль песни в фильме.
Каждый раз глядя на советское ТВ, удивляешься, насколько все не заученно и честно. И поэтому остаётся больше не информации, а каких-то умиротворяющих ощущений. И в этом его сила, хотя мы уже привыкли к другой скорости изложения, общения и другим технологиям.
Оценка 8
Категория: TV & the Radio | Добавил: smidmi79 (29.07.2020)
Просмотров: 161
Всего комментариев: 0
avatar
close