Код культуры. О кино
Кинопередачи канала "Культура" во главе с Петром Шепотинником и его "Кинескопом"
 
Кинескоп с Петром Шепотинником. Французское кино сегодня. 
Трудно сказать, что сподвигло ведущего российского киноведа рассказать именно о французском кино - наверное, его непрекращающийся кризис. Шепотинник пытается показать, что Франция в кино всё ещё разнообразна. Так что в его обзоре историческая драма о Ростане, исторический костюмный эпос о революции, история и девочке и терроризме, межрасовые темы Франции и Африки. Вроде и есть жизнь, но ощущение вымученности современного французского кино - тоже. Что-то вроде советского кино - темы вроде правильные, но и заказуха просвечивает. 
А что касается Петра Шепотинника, то он из тех людей, кто смысл находит во всём. Дале сюжет в его репортажах не вторичен даже, а отсутствует. 
Яо, реж. Филипп Годо 
Сирано, успеть до премьеры. реж. Алексис Михалик 
Один король - одна Франция. Реж. Пьер Шоллер 
Закуски (На колёсах), реж. Сара Маркс 
Аманда, реж. Микаэль Херс 
Non-fiction, реж. Оливье Ассаяс 
Оценка 7 

Кинескоп с Петром Шепотинником. Молодое кино Европы. 
Биты, реж. Брайан Уэлш 
О двух подростках, разлученных социальными движениями 90-х. Кино протеста против наступления на пространство свободы. 
Наши битвы. Реж. Гийом Сенез 
От мужика уходит жена, и он должен справляться с проблемами семьи и работы сам (а работает он в Амазоне). Бельгийское кино в духе, чего режиссёр не скрывает, Лоуча, Майка Ли и, конечно, братьев Дарденн, тем более что фильм бельгийский. 
Тридцать. Реж. Симона Костова 
Ясно дело, что кино о возрасте. Режиссер работает в Берлине, хотя сама она болгарка. Жанр - трагикомедия. Герои молоды, хотя им уже и тридцать. 
Груз. Реж. Огнен Главонич. 
Сербский режиссер снял картину, чтобы закрутить тему о людях, которым невозможно представлять себя жертвами. Разумеется, на материале югославской войны - люди воюют ради семьи, денег, и возят трупы ради того же... Кто они: жертвы или преступники? В общем, о судьбе бывшей Югославии, где вместо антифашизма возник национализм. 
53 войны. Реж. Эва Буковска 
И тоже о войне, которая повсюду. Но только больше в метафорическом смысле. В семье и в новом пространстве. Так что ещё и классический любовный треугольник. 
Сыновья Дании. Реж. Уля Салим 
Антиутопия о ксенофобии, которая победит в будущем. 
Эвакуатор Реж. Григорий Добрыгин 
Оценка 7,5 

Кинескоп с Петром Шепотинником. Кинотавр, 30 российский кинофестиваль. 
Обзор крупнейшего российского кинофестиваля Шепотинник построил по двум принципам: мэтры и дебютанты и о вечном (историческом и ценностном). Впрочем, все условно. В конце концов, имя киновед себе уже сделал и имеет право даже не озвучивать программу в целом и победителей, в частности. 
Троица. Реж. Ян Гэ 
Верность Нигина Сайфуллаева 
Большая поэзия (Виктор), реж. Александр Лунгин 
Керосин, реж. Юсуп Рызыков 
Француз, реж. Андрей Смирнов 
Одесса, реж. Валерий Тодоровский 
Оценка 7,5 

Кинескоп с Петром Шепотинником. 72 Каннский кинофестиваль. 
Одна из самых странных подборок Шепотинника, и если судить по ней, то фестиваль вышел так себе. Шепотинник в этот раз решил проигнорировать и большинство победителей (кроме Паразитов и Боли и славы). Из разборов понятно только про Паразитов - кино о богатых и бедных. Ну и понятен восторг по поводу Боли и славы, который критик явно считает главным на фестивале. Остальные картины оказались, скорее, проходными. Не знаешь, кому поставить это в "заслугу" - Шепотиннику или уровню фестиваля? 
Оценка 6 

Кинескоп с Петром Шепотинником. Фестивали в Венеции и Сан-Себастьяне. 
Традиционные обзоры с крупнейших европейских фестивалей от главного киноведов страны Петра Шепотинника, который помимо прочего открыл для мирового кино автора увенчанного прошлогодней пальмой Эклунда. Смущает немного разве что его пафос и склонность к тягучеау арт-хаусу. Например, из венецианской программы более всего Шепотинник сосредоточился на мексиканском авангардисте Рейгадосе, не забыв о перфекционисте (?) Одийяре, слегка перехваленном фон Доннерсмарком, ну и, к счастью, не забытым Лантимосом. А как раз-таки захваленную Рому упомянули лишь мельком - надо было как-то обозначить победителя. А в программе Сан-Себастьяна вернулся к российскому документальному фильму, снятому с натуры в океане, что, кстати, новаторство. Но почему-то запомнился Филипп Гаррель. 
Оценка 7,5


Бумбараш. Журавль по небу летит.
Очередной фильм из серии бывшего журналиста Первого канала Казакевича. Видимо, теперь даже попсовый вариант сколько-нибудь элитарного культурного контента должен быть на Культуре. 
Бумбараш, впрочем, не очевидный выбор. В конце концов, это не хит проката, в современности и вовсе забытый и не слишком актуальный в силу тематики Гражданской войны. Снят парой режиссёров, которые ни до, ни после этого ничего столь же интересного не сняли... Зато есть музыка, с которой все начинается и которой вся наполняется, и которой всё заканчивается. Так что немудрено, что именно с Дашкевича и Кима начали о фильме свой рассказ создатели. Да и в заголовок поставлена песня. Стилизация под фольклор настолько хороша, что Ходят кони вообще считали русской народной песней. А Кима вообще скрыли в титрах под фамилией Михайлов, потому как кореец не мог так поучаствовать в русском кино...
Второй успех - у Валерия Золотухина, который как и Дашкевич работал в то время в Ленкоме. Бумбараш даже прилепился к нему как кличка. 
Для Юрия Смирнова - вообще чуть не вершина карьеры. Не вершина для Васильевой, но все же звёздный час, едва не испорченный блатом начальника творческого объединения, чья жена претендовала на роль атаманши. Открылся для кино Филиппенко. 
Режиссёры же так и остались в тени, хотя кадр смены красных, белых и бандитов на грани гениальности. Кстати, зовут их Николай Рашеев и Абрам Народницкий.
Оценка 7

Леонид Гайдай и немного о бриллиантах. 
История создания главной советской комедии от участливой команды журналиста Казакевича. Главный свидетель - Нина Гребешкова.
Самая колоритная история - цензурная. Про синагогу, которую заменили на любовницу. И про ядерный взрыв в финале, который стал предметом торга - "оставляйте, что хотите, но бомбы чтобы не было".
Обстоятельно рассказана история кастинга - и про семью Никулина, засветившуюся целиком, и про Миронова, которого не хотели утверждать, и про Зацепина с песнями, которые, особенно Остров невезения, едва прошли худсовет. 
Ну а то, что Бриллиантовая рука - культ, - доказывать не надо. 
Оценка 7,5


Монологи кинорежиссёра. Владимир Меньшов. 
Владимир Меньшов о себе и немного о своих фильмах. Волей-неволей сравниваешь Меньшова и другого режиссёра, дававшего такой монолог - Говорухина. И почему-то у второго время и фильмы были поданы интереснее. Впрочем, дело вкуса. Тем паче, что здесь тоже есть кое-что любопытное: непоступление в военное училище при серебряной медали, три года ночной работы грузчиком, перерыв в отношениях с Алентовой (но невозможность жить врозь), импровизация на площадке (про натуральный цвет волос), о роли Ромма в биографии Меньшова (аспирант режиссуры при оконченном театральном училище, история с адаптацией книги Шагинян), присутствие на площадке режиссёра, большой успех и его последствия (потеря друзей).
Но фильмов не хватило - особенно про Ширли-Мырли
Оценка 7


Эпизоды. Вия Артмане.
Одна из самых значимых для советского зрителя латышских актрис предстала в какой-то степени высокомерной, но правильнее было бы - человек с достоинством. Может быть, поэтому мнение о ней высказывали не столько близкие и, кроме Матвеева, даже не коллеги, сколько критики и прочие околокиношные и околотеатральные люди.
Мягко дано понять, что Артмане в нынешней Латвии нежелательна, хотя роли в театре (например, Елизавета Первая) и в кино (в первую очередь, Театр по Моэму), пожалуй, составят классику латышской культуры. Может, поэтому актриса приняла православие и в России известна вряд ли меньше, чем в Прибалтике. И по делу. 
Оценка 6,5


Собачье сердце. Пиво Шарикову не предлагать.
В свое время пришлось обозреть уже три хита советского проката в данном, можно сказать, цикле - Москва слезам не верит, Калина Красная и Мимино. К счастью, стало быть, берутся не просто хиты, а всё-таки достойные внимания неглупые картины. Собачье сердце оказалось наиболее объективно оценённым в этом ряду. Объективно, значит с оглядкой на художественную ценность. Благо, режиссёр ещё жив и давал свой комментарий. 
Так что узнаешь важное, что Евстигнеев поначалу играл Плейшнера, Бортко хотел видеть Менделеева, а в результате родился уникальный Преображенский. Для Евстигнеева это было важно как новый этап в карьере, когда его уже даже проводили на пенсию. 
Толоконникова на фоне звёзд утверждали тяжело (малоизвестный артист Алма-Атинского театра драмы) - удивительно, что этот интеллигентнейший человек сыграл в итоге свою полную противоположность. Думается, что Бортко нужен был именно не засвеченный актёр, похожий на многих и не имеющий бэкграунда в глазах зрителя. Кстати, в итоге это обернулось драмой актёра - на представлении фильма он стоял в одиночестве (в зале была его жена), а его типаж настолько уникальным, что не позволил в период лихолетья закрепиться в кино. Хотя действительно и он, и Евстигнеев стали равноценными антитезами фильма - неслучайно фразы в народ ушли и от, и от другого. Бортко открыл и Карцева, просто назначив время явки на съёмки, без проб утвердил Плотникова, воспользовался трудоголизмом Руслановой, поддержал затухающую карьеру Мелиховой, нашел глаза Неволиной... В общем, кастинг, что и говорить, выдающийся. 
Бортко открыл мысль ещё и о том, что фильм отнюдь не антикоммунистический, зато антибюрократический. И поделом вообще-то. 
Как-то забылось, что литературной основой был отнюдь не выверенный текст Собачьего сердца, который убедил поставить Бортко другой режиссёр - Сергей Микаэлян. Кстати, добавлены к нему и существенные эпизоды - в цирке, на улице и т.д. Для этого были использованы новеллы Булгакова, что превратило фильм в фильм, а не в пьесу, пусть и блестящую. 
И хорошо, что об этом рассказали - Казакевич не лишён патетики, но внимателен к деталям. Так что можно услышать не пустые славословия, а то, как делается кино. Это нынче редкость.
Оценка 8
Категория: TV & the Radio | Добавил: smidmi79 (09.03.2020)
Просмотров: 142
Всего комментариев: 0
avatar
close