Код Культуры. Литература
Игра в бисер. Гюстав Флобер. Мадам Бовари.
Честно говоря, обсуждение оставило привкус разочарования. Сказать про стиль, но при этом оставить за бортом его сущность, говорить про страсть Эммы и не определить,что это не любовь. Говорить про провинциальность и почему-то путать ее с французскостью. Говорить про актуальность (вернее, про неактуальность) и оставлять за бортом вещественность мира Бовари и проблему консьюмеризма. И вообще - роман Флобера язвителен по отношению к буржуазности, а об этом - ни гугу.
Волгин так и вовсе в начале напутствовал обсуждение, что 2 место Флобера в каком-то рейтинге после Анны Карениной ему удивительно. Хотя мне по-своему удивительно, что не наоборот, поскольку Толстой без Флобера вряд ли состоялся бы.
Хотя Флобер - это и о сущности литературы и искусства, которые способны красотой слова раскрасить самую что ни на есть серость и о сущности женшины, которая создана для любви, но по-прежнему овеществлена сама и овеществляет мир вокруг.
Поэтому очень обидно за абсолютно гениальное произведение, которое в обсуждении оказалось по каким-то причинам едва ли не рядовым романом, оставшимся в середине 19 века, где осуждалось за пошлость и непристойность (об этом отдельно поговорили), которые на самом деле он клеймил.
Оценка 6

Игра в бисер. Куприн А.И. Яма.
Странно, что повесть, которая должна была стать скандалом, в итоге таковым вроде и не стала и даже печаталась в советское время и без принципиальных купюр.
Как отмечено в обсуждении, вопросы пола по-прежнему актуальны (кто бы спорил). Но смущает (хотя вроде я не слишком с этим не согласен), что они вроде как неразрешимы. В конце концов, Куприн, несмотря на отмеченные литературные огрехи (даже Волгин с оговорками отнес Яму к классике), обозначил, что далеко не всегда женщины становятся жертвами обстоятельств в проституции... Спорен и вопрос об эротизме - одни его находят, а другие - напротив, видят если и не только рутину, то нечто малопривлекательное и... да, обыденное.
Кстати, любопытное сравнение с Достоевским, у которого не было такого натурализма, но всё же была блудница Соня Мармеладова...
Занятно, что не прозвучало слово "секс"... Оно и правильно, коли есть русские слова и очень литературные притом. Разобраны и отдельные сюжеты, но в целом чувство декадентства не покинуло во время всей программы. То бишь некой обречённости в отношении блудного греха... Даже жаль... Неужели только свободная любовь? Неужели у семьи нет шансов?
Оценка 7

Игра в бисер. Лирика Николая Некрасова.
Самый гражданский поэт всё-таки был и лириком, даже в своих политических строках. Три элегии, Зине, Дед Мазай, стихи о природе и т.д.
Оценка 7

Игра в бисер. Венедикт Ерофеев. Вальпургиева ночь или Шаги командора.
Практически поголовно участники программы сочли художественность Вальпургиевой ночи не слишком высокой и сложилось впечатление, что разговор только вокруг этого и крутился. Особенно Шаги командора проигрывают в сравнении с Москва-Петушки. Но, как кажется, многое упущено в авторском раскладе. Но сам выбор не самой известной пьесы для обсуждения - смелый поступок. Уж тем более провозглашение ее классикой.
Оценка 7


Игра в бисер. Кен Кизи. Над кукушкиным гнездом.
Обсуждение волей-неволей крутилось вокруг сравнения книги и фильма Милоша Формана. Фанаты литературы, признав достоинства кино, всё-таки отдают предпочтение Кизи и выходят на ряд интересных сюжетов: нравы больницы и не столь безобидный характер ее обитателей (и убийцы, и насильники и прочее). В отличие от фильма, собравшиеся обсудили и фигуру вождя как равноценную Макмерфи, но особенно образ сестры Рэтчет, для которой нашлись ее только негативные краски, но и мысль, что она обеспечивает потребность в порядке, а а ее биографии есть служба во Вьетнаме. Впрочем, Кизи вкладывал в это, видимо, немного другой смысл.
Оценка 8


Игра в бисер с Игорем Волгиным. Федор Достоевский - Речь о Пушкине.
Настолько удивительный выбор для чтения, что даже впадаешь в ступор от него. При этом необсужденными у Достоевского остались для передачи почти все его романы и повести (разве что про Братья Карамазовы была передача). Но в этом как минимум два резона: превращение Пушкина после речи в "наше всё" и публицистический талант Достоевского. Про то и обсуждали.
Оценка 7


Игра в бисер. Редьярд Киплинг. Книга джунглей.
Детская книга, по которой запомнят Киплинга. Но почему-то даже в ней находят колониализм Киплинга в виде "бремени белого человека". Может, и по делу.
Детская или взрослая книга? Будем считать, семейная. В чём-то это взгляд на единство и противоречие человека и природы - "мы с тобой одной крови", а с другой - человек, к примеру, охотится не ради выживания... Поэтому закон джунглей - это универсальный закон бытия, заставляющий искать гармонию с природой. Забавно, что именно красный цветок (огонь) отделил Маугли от мира зверей.
Книга джунглей ещё и удивительно кинематографична - только у Диснея три экранизации. Не считая нашей, основанной на... ошибке? Ведь Багира - на самом деле мужик. А ведь как эротична...
Оценка 7,5


Игра в бисер. А.С. Пушкин. Песнь о Вещем Олеге.
Даже не поэма, а стихотворение снова попало под анализ Игоря Волгина и его гостей.
Как оказалось, в нем немало смыслов. Во-первых, Пушкин, как следует из контекста, не лишён был мистического фатализма - веры в судьбу. Странно даже, что он проигнорировал предсказание , что умрёт от белокурого существа.
Конечно, и исторический контекст тоже всплыл, вплоть до кольчуги, которая не производилась на Руси.
Ещё один сюжет - отношения власти и художника (кудесника), в котором дар предсказания принадлежит не властителям.
В любом случае, передача показала, что важен не объём произведения, чтобы заложить в него смысл.
Оценка 8


Игра в бисер. Михаил Шолохов. Тихий Дон.
Очень бойкое обсуждение, но аккуратно обошедшееся с темой авторства Шолохова. Даже более того, движение от первого тома к четвёртому показывает совершенствование литературного языка. Волгин даже продемонстрировал
Писатель Снегирёв отметил меньший масштаб идей, чем у Толстого и Достоевского, но дивную эротическую (фрейдистскую) силу романа. Страстность романа заметил и Волгин.
Пожалуй, главная мысль, что это роман от имени и языком народа написан. Ну и, конечно, о революции и типажах, ею порождённых. Пожалуй, не типажах даже, а духе времени, в котором не оказалось места ля чёрно-белого, а осталось нечто странное - жестокость, да ещё без вектора.
Один, кстати, из редких случаев, когда и Игорь Волгин не тянет обсуждение на себя, и гости не трактуют Роман однозначно. Но и про величие никто не спорил, и, увы, сошлись во мнении, что нынешнее время не способно родить писателя равного по масштабу Шолохову - слишком уж эпоха масштабная и человек немаленький.
Оценка 8


Игра в бисер. Даниэль Дефо - Робинзон Крузо.
Каких только глубин не найдут литераторы в в общем-то не щедевральном, казалось бы романе Дефо, который даже написал книжку не по зову сердца, а по зову кошелька, требовавшего избавиться от финансовых затруднений.
Но всё же анализ проучился интересным - от жанра, который был определен как эклектичный (от романа воспитания до психологического романа) до философских обобщений навроде толерантности (Крузо не осуждает однозначно каннибализм) или пользе одиночества, чтении библии...
Оценка 8


Открытая книга. Максим Лаврентьев - Весь я не умру...
Программа, как и книга, посвящена пророчествам великих поэтов. Занятно.
Оценка 7


Книги предсказавшие будущее. Рэй Брэдбери.
Фильм-дифирамб Рэю Брэдбери. И дело даже не в том, что он предсказал роботов-собак, экраны по всему периметру квартиры, умные дома и прочее... Серия наполнена влиянием Брэдбери как писателя на людей кучи профессий - прежде всего, учителей и библиотекарей. Да и сама фигура писателя, который предпочитал пользоваться старыми способами печатания на машинке, а не компьютером и которого всегда больше интересовал человек, а не техника.
Оценка 7,5
Категория: TV & the Radio | Добавил: smidmi79 (04.09.2022)
Просмотров: 74
Всего комментариев: 0
avatar
close