Код Культуры. Легенды мирового кино. Отечественные
Легенды мирового кино. Леонид Броневой.
Сын репрессированного троцкиста, беспартийный еврей, даже сменивший отчество с Соломоновича на Сергеевича, перспектив вроде бы не имел. Но по случайному совпадению Алексей грибов походя позвал Леонида в Москву и тот мало того что приехал, ещё и ночевал на вокзале.
Есть байка, не попавшая в серию, что играя эпизод он вместо какого-то большого артиста исполнил его главную роль - следователя.
Тем не менее, Броневой оставался неизвестен как актёр. Был фильм аж с двумя его ролями, но настоящая известность пришла лишь с 17 мгновениями весны. Передана легенда, что Брежнев с Андроповым вместе смотрели сериал, и Брежнев сказал: А Борового наградим, Андропов поправил: Броневого. Брежнев: И его тоже.
А затем были ещё и Покровские ворота, и фильмы Захарова. Он вроде и не перевоплощался, а дисциплинированно жил в роли. Как и многие артисты советского времени почти бросил играть, вернувшись лишь в фильме Алексея Попогребского "Простые вещи", потому что в ней есть человек...
Биография Броневого - странный симбиоз всего советского и антисоветского. Его отец был коммунистом-троцкистом (если верить органам правосудия), поэтому мальчик-еврей имел вроде мало шансов пробиться наверху, поскольку отец был врагом народа. Но вот пробился же. Сначала в провинции (хотя Киев такой вроде и не был). Затем стал актером театра на Малой Бронной.
Многое в популярности актёра стало случайным - как и роль Мюллера (должен был играть Санаев, но отказался, а Броневой должен был играть Гитлера, и по версии создателей передачи не отказался). Но именно она принесла всенародную популярность, отмеченную и на самом верху.
Одна важная особенность - практически все его герои говорили афоризмами. Вернее, то, что они говорили, становилось афоризмами... Вот она загадка актёрства. При этом вел скромный образ жизни в двухкомнатной квартире. Разговор с отцом: - Советская власть дала тебе всё. - Но ещё больше забрала. Точно?
Оценка 7,5


Легенды мирового кино. Надежда Румянцева.
У Надежды Румянцевой вся жизнь поделилась на до и после. До замужества - главная звезда производственные комедий, выбравшая кино вместо детского театра. К слову и время ее постепенно уходило - хотя внешность ее не менялась принципиально, но всё равно будучи 30-летней играть школьниц, молодых работниц и т.п. проблематично. Амплуа травести в театре и симпатичной нескладухи в кино помогло получить роль Тоси Кислицыной, отбив её у красавицы Кустинской, благодаря Ромму, назвавшему ее годной для роли лягушкой. Во время замужества в Малайзии несение высокого бремени жены дипломата торгпредства - языки, теннис, деликатесы а-ля ласточкино гнездо... Потом - передача Будильник... И снова небытие, потому что СССР рухнул, а Румянцева оказалась неотделима от его ценностей и в кино уже не снималась...
Вот такая советская судьба.
Оценка 7

Легенды мирового кино. Георгий Данелия.
История одной из главных легенд советского кино - режиссёра, который держал экзамен перед Михаилом Калатозовым во ВГИК и то по блату, и Калатозов почти разочаровался в абитуриенте, пока всё-таки не выяснилось, что тот умеет таки рисовать... Понимаешь, насколько высок был уровень требований...
Первый режиссёрский опыт - фильм, больше ассоциирующийся с Бондарчуком Серёжа. И первые призы. Путь к причалу - фильм одной песни. И только Я шагаю по Москве - открытие своего стиля и безоговорочная удача. Полочные 33, Афоня, Мимино (чуть подробнее) и последний фильм Паспорт после которого последовало ещё несколько последних...
Но, наверно, про Паспорт по-своему символично - темы для советского кино оказались исчерпаны. Кстати, рассказать за 2 с небольшим минут о Данелии нереально.
Оценка 7

Легенды мирового кино. Изольда Извицкая.
Трагическая судьба актрисы, ставшей на Западе символом нашего оттепельного кино почти наравне с Самойловой. Трагедия, к сожалению, коснулась обоих - яркие дебюты как будто бы и из них высосали силы (хотя Самойловой это коснулось, разумеется, совсем чуть), и заставили испугаться их славы режиссёров... Тем более что Извицкая отличалась очень тяжёлым характером и на площадке, да и в жизни.
Став заложницей Марютки из чухраевского шедевра Сорок первый, поездив по миру и с фильмом и в качестве посла чего-то вроде Фонда мира, актриса довольно рано приложилась к главному русскому лекарству от депрессии... Хотя и снялась напоследок в яркой роли в Вызываем огонь на себя... Но умерла одна в своей квартире, познав яркую короткую славу и почти полное одиночество после неё. При этом сохранился парижский ресторанчик Изольда и вполне адекватное звание легенды и именно мирового кино.
Оценка 8

Легенды мирового кино. Лидия Смирнова.
Некоторые легенды с трудом тянут на статус даже российских. Лидия Смирнова вырулила на эту дорожку после Парня из нашего города. После него сыграла с Крючковым ещё 7 фильмов. А после перешла на 2 план в 1950-е и далее. Разве что трилогия об Анискине вернула часть прошедшей популярности... Есть один нюанс - Лидия Смирнова звезда именно своей эпохи, которая может быть просто непонятна для сегодняшнего зрителя. Как, увы, Латынина и Орлова...
Оценка 7

Легенды мирового кино. Лев Свердлин.
Честно говоря, это из ряда больше театральных актёров, чем киношных. Льва Свердлина я помню только по Разным судьбам (роль отца главной героини). Но тем больше оснований познакомиться с творчеством.
Оценка 6,5

Легенды мирового кино. Алексей Грибов.
Немного странный выпуск, потому что, строго говоря, Грибов - театральный мхатовский актёр. Больше именно в таком контексте и шел рассказ. Можно, конечно, припомнить и Начальник Чукотки, и Зигзаг удачи или Верные друзья. Но на статус легенды именно кино, тем более мирового, Грибов не тянет. Про театр - другое дело.
Оценка 6

Легенды мирового кино. Иннокентий Смоктуновский.
Поздновато начинаете - это точно. Смоктуновский прошёл к тому времени, как стал звездой театра и кино, войну и два плена, ссылку (в Норильске) и не то что бы легкое возвращение. Первая его крупная работа в кино - фильм Солдаты. А потом был Идиот в БДТ у Товстоногова. И, наконец, Девять дней одного года, Берегись автомобиля и Гамлет. Роли конца 80-90-х тут объяснили безденежьем, хотя, скорее, это засилье режиссёров-ремесленников. Приведенный пример с Гилей-Принцем не очень удачный - фильм развлекательный, но неплохой и уж роль там точно яркая. А был в то время и Дамский портной, отмеченный как неплохая роль.
И всё же сквозит во всём выпуске какое-то ощущение неполноты раскрытия... Справедливо ли? Не уверен.
Легенды мирового кино. Иннокентий Смоктуновский.
Обычно в отношении наших актеров определение Легенда мирового кино применимо с натяжкой. Но не к Смоктуновскому. В общем-то эта серия цикла повторяет основные вехи его жизненного пути - война, побег из плена, ограничения после войны, смена фамилии, фильм Солдаты... И далее везде - ну и, конечно, главные роли карьеры: Берегись автомобиля, 9 дней одного года, Гамлет, за который была номинация на BAFTA. И то, о чем говорится реже - последние роли, о которых актёр и сам сожалел, но жить на что-то надо - в качестве фрагмента дан фильм Гений (ещё и не самый плохой). Но величие им не умалить.
Оценка 7,5


Легенды мирового кино. Алексей Баталов.
Судьба заставляла Алексея Баталова стать актером - родители режиссёр и актриса, дядя - знаменитый актер Николай Баталов, и дале во МХАТ был зачислен, но стал единственным, кто сам оттуда уволился. И сделал карьеру именно в кино, сенсационно уйдя из МХАТа. Отцом, который сделал его от начала до конца (по его же выражению), стал Иосиф Хейфиц, у которого он начал в Большой семье, а затем снялся в Дорогом моем человеке, Деле Румянцева и даже, несмотря на протесты и заранее негативную рецензию в Искусстве кино, в Даме с собачкой. Как ни странно, но именно Баталова воспринимали как рабочего человека, поэтому не видели его в роли светского льва. И, конечно, Гусев у Ромма в "9 днях одного года".
Зато позднее он сам не особо видел себя в роли Гоши в Москва слезам не верит. И тем не менее Меньшову удалось его уговорить. И родился ещё один актерский шедевр.
Упомянуты и режиссёрские работы - Шинель, в первую очередь. Хотя стоило бы сказать и об отказе сниматься у Панфилова в Теме. Это был бы шедевр. Но не срослось.
Странно, но Баталов так и не вступил в партию, а Народным артистом всё же стал, сохраняя природный аристократизм, в том числе преподавая во ВГИКе.
Оценка 7,5


Легенды мирового кино. Людмила Гурченко.
От харьковской девочки до звезды Карнавальной ночи и даже Девушки с гитарой (хоть и не шедевр), провала 60-х и возрождения (а то и рождения как драматической актрисы) 70-х.
Оценка 7

Легенды мирового кино. Инна Гулая.
Трагическая судьба актрисы, которая лучшие роли сыграла, когда работала на провинциальном заводе - Когда деревья были большими, естественно, оттуда. Но потом была Долга счастливая (и несчастная) жизнь с Геннадием Шпаликовым и прощание с оттепельными 60-ми, в которых и застряла ее слава и роли.
Оценка 7,5

Легенды мирового кино. Зиновий Гердт.
Зиновий Гердт - безусловная легенда. Вот только кино ли? Театр, телевидение, конферанс (в театре кукол Образцова в том числе), озвучание... Но больших ролей у него, увы, немного. По сути и озвучены в фильме, считай, что две - Фокусник и Паниковский. Но и это шедевры, и масса ролей второго плана - в основном, в исторических, вернее, костюмных экранизациях. А при этом и вправду легенда.
Оценка 7

Легенды мирового кино. Борис Бабочкин.
Если бы создатели цикла сосредоточились на разборе всего одной роли Бабочкина, то не ошиблись бы. Да они и сосредоточились - Бабочкин до Чапаева, во время Чапаева и с Чапаем по жизни. Даже в войну он воскрес, чтобы бить фашистов. За одну роль актер удостоился звания народного артиста, и хотя честно пытался ее преодолеть, но тащил ее на себе как пьедестал...
Оценка 6,5


Легенды мирового кино. Анатолий Папанов.
Анатолий Папанов долгое время не имел успеха в кино, хотя и пытался туда попасть - отшил Эльдар Рязанов, но он же и вернул в Человеке ниоткуда (оттуда почему-то пошел миф о переигрывании Папанова, перекочевавший и в Берегись автомобиля - забирает хлеб у других актёров, хотя именно Папанов придумал чуть не все крылатые фразы). Но поскольку Человек ниоткуда был снят с проката "благодаря" Суслову, то первой крупной ролью в итоге стала не комедия, а военная драма - Живые и мёртвые (Серпилин). А потом был Гайдай и Бриллиантовая рука, где большую часть крылатых фраз вновь произносит его герой - Лёлик.
Но были и две особенные роли - Дубинский в Белорусском вокзале и озвучка Волка в Ну, погоди! Последний в чём-то стал проклятием, но всё-таки не затмил Папанова как актёра, который и славы стеснялся и даже материального положения.
Наверное, Анатолий Дмитриевич прожил счастливую жизнь - даже его последняя роль Копалыча в Холодном лете 53-го стала своеобразным завещанием, тем, что он успел сделать.
Жаль, что о многих знаковых ролях так и не рассказали.
Оценка 7


Легенды мирового кино. Ростислав Плятт.
Интеллигенция как она есть. Такой образ выделили Плятту в кино. Поэтому, видимо, и ролей в кино было мало, хотя в театре играл даже по две роли в спектакле. Не было интеллигентов в нашем кинематографе. Наверное, поэтому до поры, до времени он выступал в юморесках и вообще комедийных образах (Подкидыш, в Весне и вовсе напару с Раневской всю комедию сделали и их едва вообще не выкинули из фильма, тот же дуэт засветился в Лёгкой жизни). Тут-то и явилась Лиознова с пастором Шлагом, который являл наконец-то позитивного интеллигента. А потом пришло и Послесловие.
Странно, что очень многих фильмов не помянули вообще - Вся королевская рать, например или Визит к Минотавру. Впрочем, это сериалы...
Оценка 6,5

Легенды мирового кино. Валентина Серова.
О трагической судьбе актрисы, чья слава была не меньше, чем у Орловой и Ладыниной. Правда, звездных ролей у нее не так и много - Девушка с характером, Сердца четырех (но снятые в 1941 году они вышли только в 1945 году), Жди меня... Но на этот период и пришлась трагедия, определившая ее судьбу - погиб ее первый муж, давший свою фамилию. Как ни странно, но авторы передачи именно этот брак считают по-настоящему счастливым. Хотя в последние годы романтизирован ее брак с Константином Симоновым... В конце концов,знаменитое стихотворение Жди меня написано было для Серовой, но она отказалась его играть в фильме Парень из нашего города (в итоге прочла Лидия Смирнова). Зато роль уже в фильме с соответствующим названием сыграть удалось.
Из послевоенного осталась всего одна роль - Бессмертный гарнизон... Увы, проблемы с алкоголем, депрессия не позволили сохраниться таланту. Интересно, что отсидев в лагерях, в тяжёлый момент вернулся к дочери отец, а мать так и не простила разрыва с Симоновым... Совсем последнее появление актрисы на экране - фильм Дети Ванюшина...
Оценка 7


Легенды мирового кино. Вячеслав Тихонов.
Лейтмотив - 17 мгновений весны. Остальное подаётся гарниром, среди которого учитель Мельников, Матвей Морозов и сотрудничество с Ростоцким в целом, конечно, Война и мир. И про татуировку Слава.
Оценка 8.


Легенды мирового кино. Сергей Бондарчук.
Сергей Федорович Бондарчук, к счастью, уже во многом восстановил репутацию, покореженную в годы перестройки и гласности. Осадочек, впрочем, остался. Поэтому повествование пошло в обратном порядке - Борис Годунов, Они сражались за Родину, Ватерлоо... Но центром стало повествование о Войне и мире - масштаб, размах, армия, милиция... Судьба человека, Отелло, Тарас Шевченко... Глыба.
Оценка 8


Легенды мирового кино. Александр Демьяненко.
Очередная программа, сосредоточившая внимание на несчастливой актёрской судьбе знаменитого Шурика. Набор знакомый - до Шурика (Мир входящему, Государственный преступник, Взрослые дети), Шурик и фантастическая популярность (жертвой стали даже волосы), отъезд в Ленинград, работа в дубляже, недолгий выход из небытия в Зелёном фургоне (роль Шестакова) и снова безвременье 90-х, слегка прерванное Клубничкой.
Только вот понять не могу, почему такая карьера считается несчастливой - у кого-то и одной звёздной роли не случилось, а у Демьяненко ещё и не только Шурик.
Оценка 7


Легенды мирового кино. Надежда Кошеверова.
Одна из главных сказочниц советского кино подана как аристократка, сохранявшая достоинство даже когда вокруг были сплошные секретари райкомов - большая часть сюжета поэтому и уделена Золушке с Яниной Жеймо. Кое-что сказано и про уникальный декоративный стиль Кошеверовой, от которого она отошла разве что в двух своих... реалистичных комедиях с дуэтом Кадочникова (про него, впрочем, не помянули) и Касаткиной. А был ещё запрещённый Каин XVIII. Причем (надеюсь, что ослышался) за пропаганду гомосексуализма (!). Ну и три фильма с Далем, которые прошли в фильме вскользь, хотя Тень безоговорочно должна быть признана шедевром. Причем вполне взрослым.
Оценка 7,5

Легенды мирового кино. Тамара Семина.
Странно, что в центр передачи поставлена роль в Вечном зове, в которой героиня Тамары Семиной Анфиса встречает мужа Кирьяна с фронта. Многие думали, что так нельзя сыграть, не зная как это было. Да вроде так и было...
Но слава пришла много раньше - с Хуциевым и Швейцером в Два Фёдора и Воскресенье. Во вгике ее считали комедийной актрисой, а она пошла работать в драмы. Впрочем, тот же Швейцер избавил ее от титула вечной Катюши Масловой в Время, вперёд! Кстати, это единственный фильм, где актриса снялась вместе с мужем, которого любила до конца его дней.
До того были Порожний рейс, День счастья. Но самый большой зрительский успех пришел с картиной Крепостная актриса. А всенародная популярность настигла после Вечного зова. Потом был уход за мужем и возвращение в сериалы в начале 2000-х... Надо быть среди молодых и в работе.
Оценка 8

Легенды мирового кино. Эльдар Рязанов.
Даже странно рассказывать о легенде Рязанова, хотя в мире он известен и вправду мало.
Начав как документалист, Рязанов сел в кресло режиссёра художественного кино по настоянию Пырьева и несмотря на запрет слишком язвительных Робинзона и Человека ниоткуда оттуда уже не вылез. В 1960-х он нашёл Брагинского, в 1970-х - своего героя из низов интеллигенции (заодно и погони в кино), начиная с Гаража (почерпнутую из жизни Мосфильма) - тему социальных конфликтов (в том числе разруганном критикой Жестоком романсе). Увы, его герои ушли вместе с эпохой и ему осталось лишь написать картину о самом себе - Андерсен...
Оценка 7,5


Легенды мирового кино. Борис Андреев.
Колоритный актёр, начавший работать ещё в 30-е годы, а завершил активную карьеру аж в 70-е. И при этом он ещё и очень колоритный человек, известный своими загулами и популярностью у товарища Сталина, который "спасал" артиста от рук правоохранительных органов. Особенно славной оказалась его дружба с Петром Алейниковым, начавшаяся со знаменитых Трактористов Ивана Пырьева
Тем не менее, запомнился не только широким русским характером, но и ролями. Настоящую славу принесла роль в Двух бойцах - ради неё он был на передовой, говорил с бойцами, видео как шли в атаку. Большая семья надолго закрепила образ патриарха, который сохранялся долгие годы... Вспомнили и Сказание о земле Сибирской. Оттепель ударила по его героям, а последней ролью стала Дети Ванюшина.
Программу разбавили и его афоризмы, которые издали отдельной книжкой, хоть и маленьким тиражом.
P.s. свое место на Новодевичьем кладбище он уступил другу Петру Алейникову.
Оценка 7,5


Легенды мирового кино. Михаил Пуговкин.
Миша Пугонькин - такова версия его фамилии изначально, переселившись с родителями в Москву, сознательно избрал профессию актёра, хотя, работая на заводе, получал зарплату в несколько раз большую. Не то что бы редкий, но нечастый случай, когда карьера актёра была связана почти исключительно с кино, причём с эпизодическими или небольшими ролями. Главными названы его роли в фильмах Леонида Иовича Гайдая. Приводится история, когда поклонники на съёмках Спортлото-82 едва не сорвали съёмки, на каждом углу подкарауливая актёра. Крушение СССР тяжело отозвалось на судьбе - жил он в любимом Крыму, поэтому российский зритель его почти не видел. Лишь в 21 веке он переехал в Москву, но прожил, увы, уже не так долго.
Оценка 7


Легенды мирового кино. Евгений Евстигнеев.
Кинокарьера Евгения Александровича началась с запрещённого в итоге Скверного анекдота Слова и Наумова, затем было продолжение у них же в Беге, а затем Евстигнеева поймал в сети Эльдар Рязанов в Берегись автомобиля и Зигзаг удачи. А дальше от предложений отбоя не было. Но всё-таки главные роли актер сыграл уже в перестройку - профессор Преображенский, Ондрющенко в Ночных забавах... К сожалению, Грозного в Ермаке и роли в театре актёр не доиграл, умерев в Лондоне после операции.
Оценка 7

Легенды мирового кино. Любовь Орлова.
Главная звезда советского кино 1930-х, хотя и была аристократкой (да-да, из тех самых Орловых), но роли играла самые что ни на есть социалистические - домработница, ткачиха, морячка (нет же термина речничка)... Наконец, она просто красавица. Умудрилась за всю карьеру, будучи любимой актрисой Сталина, всего один раз побывать в Кремле и не вступить в партию. Последняя роль периода расцвета и ассоциаций с Марлен Дитрих - Весна. Последние годы жила на даче с мужем и соратником Григорием Александровым, но прежней славы уже не имела, оставшись звездой страны героев...
Оценка 7
Категория: TV & the Radio | Добавил: smidmi79 (04.09.2022)
Просмотров: 80
Всего комментариев: 0
avatar
close