Код культуры. Кино
Острова. Сергей Филиппов.
Гениальность актёра маленьких, но таких больших ролей... Ну не сыграл драм... (почти). Ну пил... Зато каждый эпизод - шедевр. Благодаря яркой внешности, правильно найденным интонациям и неповторимой харизме, замешанной на внешности.
Кстати, биография интересная - начинал актёр вообще-то с танцев ещё в 20-е годы... Сниматься в кино он начал в конце 30-х, а первые известные роли связаны с пародией на фашистов. Но славу принесли маленькие роли 50-60-х, а едва ли не единственная большая роль - 12 стульев у Гайдая.
В цикле Острова рассказано и о ролях, и о жене, и о губительной дружбе с Бахусом. Примечательно, что особой и популярностью и мастерством отмечена роль в Карнавальной ночи. Наверное, она показатель, насколько маленькие роли важны даже в больших фильмах.
Оценка 7,5

Острова. Леонид Куравлёв.
Редкий случай, когда о герое рассказывает он сам. Хотя сам это не очень любит. Парадокс, что зрителем он любим за роли в комедиях Гайдая и Данелии, а он сам больше всего рассказывает о Шукшине... А ведь мог вылететь ещё с первого курса ВГИКа, но насоломинке удержался, уже даже будучи отчисленным. А в итоге - артист очень широкого диапазона, который мог сыграть сложность в простоте. Так и называют - сложный простак, какими были и Афоня, и многие другие, и самая лучшая по его же мнению его роль - Паша Колокольников в фильме Живёт такой парень.
Оценка 7,5

Ищите женщину. Какая ты красивая, когда молчишь. Реж. Константин Голенчик.
Шедевры советского кино продолжены фильмом Суриковой, превратившимся в актёрский бенефис Софико Чиаурели и ее коллег по площадке. Кастинг, интерьеры, одежда и реквизит по моде из гардеробов дипломатов, знакомых и т.д., пиратские съёмки в Париже, переживания актёров (особенно Дмитриевой, хотя она была хороша)
Пожалуй, ещё запомнилась история попытки показа фильма автору пьесы Попугаиха и цыплёнок Роберу Тома, который заинтересовался деньгами, которые не заплачены, а не качеством фильма.
А в остальном милый ностальгический фильм о фильме. Сурикова солирует, Дмитриева помогает. Многих, увы, нет в живых. А прекрасная Елена Укращенок, увы, ушла из кино, хотя и из высоких побуждений.
Оценка 7

Белое солнце пустыни. Для кого ты добрая, госпожа удача? Реж. Константин Голенчик.
Во многом стандартный набор информации о создании фильма, хорошо известный по другим передачам. Юматов, а не Кузнецов, тяжёлые физически съёмки Луспекаева, нерадостная судьба Годовикова, мытарства сценария в цензуре и прочая прочая прочая. Любопытно для тех, кто не в теме. Но всегда хочется больше суждений о смысле фильма. А таковых как-то меньше, чем мнимого сопротивления художника Мотыля советской системе.
Оценка 6,5

Курьер. Мы перебесимся и будем такими же как вы. Реж. Константин Голенчик.
Редкий случай шедевра, когда его создатели ещё живы в подавляющем большинстве и могут рассказать о нём лично.
Некоторое недоумение вызывает Федор Дунаевский, от которого чересчур веет крайней формой независимости и свойственного ей цинизма. Вписываются сюда и истории про Роберта де Ниро, предлагавшего актёру приз Московского фестиваля (типа Данелия наложил вето), и Тома Круза, завидовавшего числу зрителей Дунаевского и его первого фильма в сравнении с его.
Поэтому и герой в его современной интерпретации оказывается таким же, хотя киношному Ивану свойственны больше ирония, фантазия и романтика, поломанные разводом родителей и разломом советского общества. Образ мещанки в исполнении Анастасии Немоляевой кажется тоже утрированным.
Но именно в этой серии есть попытка нарисовать портрет молодёжи перестройки, о чем собственно и фильм. Притом что и про подбор актёров, и про брейк-данс, и много про что ещё рассказали тоже.
Оценка 7,5

Доживём до понедельника. Счастье - это когда тебя понимают. Реж. Константин Голенчик. Ведущий - Александр Казакевич.
Наверное, главный фильм о школе в нашем кино (а в мировом такой феномен почти и отсутствует, кроме отдельных фильмов) препарирован почти тщательно, но не сказать, что с глубинными смыслами (за ними - в специальное dvd-издание от комсомолки), но всё же кое-что добавил в копилку знаний о нашем кино.
Ну, например, о рабочих трениях между сценаристом (Полонским) и режиссером (Ростоцким), в том числе по фразе, вынесенной в заголовок или песне, которую исполняет учитель Мельников. Про него добавились к восприятию аристократические привычки типа графина и элегантного стакана с водкой, умение играть на фортепиано (двумя руками) и как будто бы нежелание врастать в советский быт.
Вообще Ростоцкий оказался режиссёром, умеющим сгладить на экране то, что казалось пошлым и неуместным в тексте (например, пафос многих диалогов и реплик). А наибольшей удачей был всё-таки отрицательный образ (хотя это прозвучало вскользь) Светланы Михайловны в исполнении Нины Меньшиковой, которая обычно скромно отказывалась играть в картинах мужа.
Отчасти обидно за юных актёров - Валерий Зубарев в итоге вообще пошел в техникум, потому что во ВГИКе получил отказ в духе "мы вас с вашим резюме ничему уже не научим)... Вот так бывает.
Оценка 7,5

Кинескоп с Петром Шепотинником. 78 Венецианский кинофестиваль.
Событие. Реж. Диван
Рука бога. Реж. Паоло Соррентино
Здесь я смеюсь. Реж. Марио Мартоне.
Духота. Реж. Леонардо Ди Костанца
Капитан Волконогов бежал. Реж. Наташа Меркулова и Алексей Чупов.
Мам, я дома. Реж. Владимир Битоков.
Обходные пути. Реж. Екатерина Селенкина
Дыра. Реж Микеланджело Фраммартино.

Традиционный пофильмовый разбор фестивальных картин через интервью с актёрами и режиссёрами.

Кинескоп с Петром Шепотинником. 32-й открытый российский кинофестиваль Кинотавр.
Фильмы:
Море волнуется раз. . реж. Николай Хомирики.
Капитан Волконогов бежал. Реж. Наташа Меркулова и Алексей Чупов.
Медея. Реж. Александр Зельдович
Герда. Реж. Наталья Кудряшова.
Мам, я дома. Реж. Владимир Битоков.
Разжимая кулаки. Реж. Кира Коваленко.
День мёртвых. Реж. Виктор Рыжаков
Дунай. Реж. Любовь Мульменко.
Общага. Реж. Роман Васьянов.
Нуучча. Реж. Владимир Мункуев.
На близком расстоянии. Реж. Григорий Добрыгин
Молоко птицы. Реж. Евгений Марьян.
Если я правильно понял и помню, то это один из самых сильных фестивалей лет за 20. Так что обозреваемые фильмы найти и посмотреть.
Оценка 8

Кинескоп с Петром Шепотинником. После Тарковского.
У Шепотинника всегда своя, особая форма изложения - не хронологическая, не формальная и не какая-то ещё, но, может, это и минус, поскольку изложение какой-то неведомой идеи творчества нелинейно, а порой и не очень последовательно. Пожалуй, в основе лежит некая мотивация Тарковского - и мистически-религиозная, и сугубо материальная (джинсы, к примеру, мелькнули), и семейная (посвящение отцу и сыну). Тем не менее, передача - это больше всё-таки поток сознания о режиссёре, в котором бесценны кадры его болезни, где он прост и естественнен, в отличие от своих фильмов и более-менее публичных высказываний. Ещё мелькнула фраза из переписки с отцом, который осуждал сына за решение об эмиграции...
Оценка 7

Я шагаю по Москве. Летний дождь и его последствия. Реж. Константин Голенчик.
Редкий случай, когда давний уже фильм 1963 года рассказан участниками съёмок. Правда, из жизни уже ушли и Шпаликов, и Данелия, и Юсов, и Петров, и Локтев... Но и Михалков, и Стеблов, и Мирошниченко рассказывают о фильме с прежней теплотой. Собственно, атмосфера - главное, что создано на площадке фильма. О ней и рассказ. Ну и, разумеется, о создателях... О демократичном (не высокомерном) Данелии, об эгоистичном и гениальном Шпаликове, о великом Юсове, который установил на эскалаторные поручни доску с роликами, чтобы камера снимала поднимающегося на поверхность из метро Михалкова. О цензуре, узнавшей себя в полотере. О пойманном в коридоре Басове для роли полотера. Об Олеге Видове на велосипеде. В общем, всё вполне любопытно. Правда, и не более того.
Оценка 7

Зеркало для режиссёра. Реж. Константин Голенчик.
К 90-летию Андрея Тарковского канал Культура снял аж три серии своего цикла о шедеврах советского кино - Солярис, Зеркало и Андрей Рублёв.
Большие режиссёры - это очень сложные люди, а Тарковский - сложен в квадрате, да ещё с мироощущением дисконнекта с обществом, не говоря о государстве. Поэтому даже из актёров с ним работали постоянно, наверное, только Солоницын и Гринько сохранялись в качестве талисманов. И всегда сложная обстановка на площадке и за ее пределами.
Отдельный вопрос - награды. Тарковский считал, что его обделяли, причем троллинг шел от советского руководства вообще и Ермаша в частности, хотя он и не назван. И вот это вечное ощущение, что его ограничивают и не ценят в общем-то и стало причиной эмиграции.
Зеркало и Андрей Рублёв по ощущениям построены почти исключительно вокруг мытарств. Но надо всегда иметь ввиду, что тарковщина для нормальных людей - это тарабарщина. Найдите сегодня телеканал, кроме Культуры, который показывает его фильмы... Притом что телеканалов - море. Так что причины не только идеологические, но и зрительские. Но это отступление. Факт, что мытарства были, и Рублёв вышел после нескольких лет на полке. Зеркало прошло с трудом, потому что было объявлено худсоветом формальным и эгоистичным, но всё-таки вышло.
С Солярисом было иначе - пожалуй, это едва ли не единственный фильм, который делался относительно нормально, хотя у Тарковского и был конфликт даже с Банионисом, поскольку тот предпочитал готовить роль репетициями, а Тарковскому требовалось интуитивное понимание и его как режиссёра и роли. Но это мелочи в сравнении с Рублёвым. Но здесь Солярис ещё и разобран как произведение - Бах, Босх, Рембрандт, препарированный и переиначенный Лем и многое другое. Семейные драмы, Земля как дом, космос как проблема...
Так или иначе, но эти три серии требуют дополнительного рассмотрения, потому что Тарковский из тех художников, которые интересны и в фильмах и в жизни, даже если они не самые приятные люди...
Оценка 8
Категория: TV & the Radio | Добавил: smidmi79 (28.08.2022)
Просмотров: 69
Всего комментариев: 0
avatar
close