Код Культуры. ХХ век. Знаки времени. Часть 1

Цикл XX век - это архивные передачи советского, реже - российского, телевидения из 90-х годов. Вроде как портрет ТВ прошлого. Часто разобрать, чем же так ценна та или иная передача, возможным не представляется, но и общий аромат прошлого как-то передается... На сей раз в подборку попали один из основателей постсоветского ТВ Анатолий Лысенко, фильмы о Смоленске, Жукове и Штирлице, дуплет из песенных программ Высоцкого и Золотухина, новогодний выпуск Кинопанорамы-1984, человек-"гвоздь" в смысле фразы Маяковского Семен Гейченко, главный режиссер Театра сатиры Валентин Плучек и композитор Геннадий Гладков. 

ХХ век. Программа ко дню радио и телевидения. Автор и ведущий Анатолий Лысенко.

Речь о середине 80-х, когда наше телевидение обретало интерактивные черты и становилось не столько идеологическим, сколько массовым - Анатолий Лысенко ненавязчиво рассказывает об истории телевидения при помощи телеведущих (знаменитых Игоря Кириллова, Николая Дроздова и прочих звёзд) и говорит о том, каким является телевидение сегодня, и все это перемежается актуальными хитами и опросом на улице. Последние показывают запросы населения - от развлечений (что удивительно, это сказал учитель) до дискуссий. Это то и намекает, несмотря на передачи типа Это вы можете, что ТВ становится популярным, а не правильным. 
Оценка 7

XX век. Смоленск. На семи холмах.
Ну что... Стандартный советский фильм о советском городе Смоленске. Впрочем, стандарт - вещь не всегда негативная. В данном случае это аккуратный рассказ о городе, который хлебнул войну во всех веках своего существования - Наполеон и вовсе велел сжечь город... В годы Великой Отечественной стал городом-героем. И снова разрушен. А ещё это родина Коненкова и Глинки. Ну и труды праведные. 
Оценка 6,5

XX век. Высоцкий - Песни-монологи. Валерий Золотухин - В свободное от работы время.
Для правильного взгляда на этот... альманах наконец-то понадобилось напутствие почему-то Валентина Смирнитского (есть чувство, что его поймали где-то на пробежке рядом с Останкино - уж больно домашняя одежда), который справедливо указал на сочетание драматического искусства и музыки определил главных звёзд жанра - Боярского, Караченцова, Миронова, Золотухина. Ну а Высоцкий - отдельная глыба...
Правда, она настолько отдельная, что в отрывке Лентелкфильма прозвучали всего четыре песни - Купола, Кони привередливые, Охота на волков и странная версия Он не вернулся из боя. И всё. По всей видимости, работа над фильмом просто не была закончена. По каким причинам? Самое очевидное - смерть. Но и опала вероятна. Потому что не закончены были и монологи для кинопанорама с тем же текстом.

Так что пришлось наслаждаться пением Валерия Золотухина, который делает это на фоне очередного спектакля, где он играет главную роль под руководством вернувшегося в СССР Любимова. Диапазон велик - от Счастья вдруг до романса Брызги шампанского (Северянина). Какое уж тут свободное время. Но сегодня поющих актёров, увы, не особо много - разве что Певцов.
Оценка 7

XX век. Кинопанорама. 1984. Новогодний выпуск. Ведущий - Даль Орлов. 
Главным образом, выпуск построен вокруг премьеры фильма Формула любви и рассказа о его съёмках, непринужденном общении и паре юморесок от Абдулова и Ярмольника. Но есть и ещё одна сквозная тема - киномузыка. Оттолкнулись от Гладкова и пришли к Крылатову.
Оценка 7

XX век. Семён Гейченко. Монолог о Пушкине. СССР. 1971

Семён Стефанович Гейченко в музейных кругах фигура легендарная - основатель пушкинского заповедника в Михайловском стал едва ли не главным пушкинистом страны, создавшим уникальную мифологию творчества поэта. Вот и здесь он делает красивый миф о Пушкине (совсем не в негативном смысле) - вдохновение Тригорского, труд и уединение Михайловского, музей (для Пушкина) Ганнибала в Петровском, последний приют поэта в Святогорском монастыре... И стихи, стихи, стихи. 
Погружение в пушкинское наследие у Гейченко настолько велико, будто он сам был его современником и летописцем. А ведь сам Семён Степанович человек уникальной судьбы - специалист Петергофа и Эрмитажа, сидел по доносу, воевал, лишился руки и с нуля воссоздал Михайловское и окрестные усадьбы. Увы, таких самородков и гигантов почти и не осталось. 
Оценка 8

XX век. Программа А. Питерский рок-фестиваль 1997 год. 
Сергей Антипов - теперь легендарный бородач, который принес на ТВ не то чтобы авангардный рок, но стандартную приставку "русский" к нему вроде и не пришпандоришь. Впрочем, именно русский рок выбран в качестве иллюстрации наследия программы А. Увы, не слишком интересен разговор с организатором питерского рок-фестиваля Юрием Шевчуком- масса банальностей типа "рок- это настоящее", а "попса - это Киркоров" и противостоянии Москвы и Питера. С музыкой совсем плохо - никакой клип в начале про город, а лучшее в концерте оказалось из Тувы (Ят-Ха) и... прости, Господи, Чайф. А вообще-то в музыкальной программе на удивление мало музыки. 
Оценка 6

XX век. Завтра - премьера (Валентин Плучек)

Передача посвящена 80-летнему юбилею главного режиссера московского театра сатиры. Рассказ о нем его коллегами, актерами, драматургами перемежается историей его спектаклей Гнездо глухаря, Женский монастырь, Василий Теркин на том свете, Трибунал, Самоубийца, Женитьба Фигаро, Ревизор и многие другие. Плучек, судя по фильму, из тех людей, кто мягко стелет, да жёстко спать. Тем не менее, Плучек очень обаятелен, а его спектакли - золотой фонд нашего театра. 
Оценка 7 

ХХ век. Геннадий Гладков. Фильм-концерт. СССР. 1988 
Друзья и соратники вспоминают, делают комплименты и поют песни Геннадия Гладкова - из Бременских музыкантов (Анофриев и Боярский), Формулы любви, 12 стульев (Юлий Ким), Про львёнка и черепаху и много чего ещё. Задумка проста: эти песни ушли из кино и мультиков в жизнь. И резюме от самого автора: хотел бы написать что-то серьезное, но не могу расстаться с радостным. 
Оценка 7,5

ХХ век. Маршал Жуков - страницы биографии. Реж. Марина Бабак, 1984 
Через 10 лет после смерти Жукова снят был этот фильм. В основе архивные съёмки с самим Жуковым. Комментатором выступает Михаил Ульянов. 
Режиссер, выступившая перед началом показа, усиленно давила мысль, что фильм с трудом проходил цензуру, но вряд ли это так. Скорее, фильм не предлагает вообще ничего нового - последовательный рассказ о жизни маршала от Халхин-Гола до капитуляции. Главные битвы - Москва, Сталинград и Берлин. 
Характер - железный. Даже со Сталиным, к которому Жуков относился с огромным уважением. Простота при непростом характере - надо, и на пузе нужно проползти, чтобы самому оценить позиции. Роль Жукова сомнению не подвергается. 
Оценка 7

XX век. Кинограф. Штирлиц и другие. Реж. Виталий Максимов. 
В цикле XX век канала Культура вышла эта, в целом посредственная работа, претендующая на новое слово в ТВ. В основе - анекдоты про Штирлица как бы стилизованные под фильм, но получается так себе - про фильм узнаётся немного и в итоге форма настолько заслонила содержание, что серьёзность финиша третьего рейха и победы над ним смылась фольклором на тему 17 мгновений и лишь чуток мастерством актеров и режиссера (Татьяны Лиозновой, к слову, здесь нет). 
Оценка 5,5 
Категория: TV & the Radio | Добавил: smidmi79 (02.01.2020)
Просмотров: 367
Всего комментариев: 0
avatar
close