Код Культуры 9
Недавно ушедший из жизни Станислав Говорухин, давно ушедший из жизни Василий Шукшин, ушедший из жизни и даже угадавший загробный мир Данте Алигьери, давно почившие и далеко не всегда мирно Врубель, Дега и Климт... В общем, время их уже рассудило - они великие. А Тем временем Культура говорит и о сиюминутном (советском, которое все никак не уйдет) и о материальном (о вологодском кружеве). Код Культуры 9

 
Цвет времени. Михаил Врубель.
Трагическая история жизни главного символиста русской живописи. Демон, сопровождавший страдания художника вырос, а сам Врубель сошёл с ума... И не мудрено - сложные пути любви, приведшие к глубокому, но несчастному чувству, непонимание критики, меценатов (Третьякова в том числе) и коллег, кроме Константина Коровина, родившийся с заячьей губой ребёнок... И зал Врубеля в Третьяковке - подтверждение мрачной, мистической гениальности художника.
Оценка 7

Цвет времени. Эдгар Дега
Один из немногих импрессионистов, предпочитавших не пейзаж - зрение не позволяло (портилось на открытом воздухе). Поэтому его стихия - женщины: от балерин до прачек. Примечательно, что где-то на фоне этих (уродливых, как многие считали) дам маячит демонический и маленький мужчина-фат (богатый, видимо).
Сам Дега при этом закончил жизнь почти трагично - под присмотром старой экономки... Так что искусство - этого прибежище...
Оценка 8

Цвет времени. Густав Климт. Портрет Адели Блох Бауэр.
История знаменитой картины австрийского еврея Климта. Адель была его любовницей и весь свет Вены об этом знал. Вот тогда и решил коммерсант Блох отомстить ловеласу. Заказал портрет девушки, надеясь, что тот, рисуя множество эскизов с натуры, остынет к Адели. А цену предложил совершенно немыслимую при огромной неустойке за неисполнение заказа. В итоге 4 года ушло на портрет. Авторы умолчали, случился ли конец романа. Однако портрет был не последним, а следующий оказался портретом куда менее страстным.
Однако же судьба картины оказалась странной - после аншлюса она в числе сокровищ Блоха была конфискована и оказалась в Берлине. Гитлер, оказывается, был знаком с Климтом и даже получил от него похвалу. Так что все сохранилось - однако после возвращения в Венскую галерею родственники Адели отсудили шедевр, а затем и продали на аукционе Кристис. Так что теперь он в Нью-Йорке (парфюмер знаменитый купил). Голливуд вроде собрался снимать кино на эту тему.
Оценка 7

Станислав Говорухин. Монологи кинорежиссёра.
Снята передача уже несколько лет назад и представляет собой самооценку в творчестве почившего недавно Станислава Сергеевича Говорухина. Подкупает сразу несколько моментов:
Во-первых, не каждый режиссёр решится сказать про свое кино как бы вроде со стороны, но и профессионально. Во-вторых эта оценка попадает в цель точнее, чем мнение критиков и зрителей. Чёрт знает, почему. Например, Вертикаль удостоилась эпитета типа "так себе". "Место встречи..." хоть и любимо, но подчёркнуто профессионально - грим у Джигарханяна недоделан, преступность того времени оценивается иначе, чем в восприятии зрителя и т.д. Десять негритят - как почти издевательская попытка сделать первый советский триллер-саспенс. Актёрство в Ассе оправдывается подчинением режиссёрской воле Соловьёва ("твоё место в буфете") и т.д.
Спасибо и авторам программы, что не настаивают на своих предпочтениях и поэтому в кадр попадает то, в чем считает нужным высказаться сам Говорухин. Так, например, узнаёшь о таких прекрасных, но малоизвестных картинах как "Брызги шампанского".
Ну и это действительно монолог. Вернее рассказ автора зрителю, в котором Говорухин раскрывается как искренний и обаятельный человек. И это обаяние странного свойства - в нем не так уж много теплоты и желания обаять - это ирония (самоирония в том числе), юмор, иногда переходящий в сатиру, и честность с самим собой и с теми, кто смотрит его фильмы. Говорухин - один из немногих творцов, кого можно назвать адекватным. Это не гениальность (много адекватности - не признак гения), но это большой талант. Жаль, что его нет больше с нами. Как жаль и то, что этого фильма нет на торрентах.
Оценка 8

Острова. Василий Шукшин.
Цикл "Острова" канала Культура отличает отступление от где-то набивших оскомину биографического и фильмографического принципов. Нет, фильмы здесь есть и даже биография в кое-каком наличии, но создатели предпочитают расставлять акценты. Здесь их два: несбывшийся проект о Стеньке Разине и путешествие в русскую глубинку, неоднозначным певцом которой стал Василий Макарович Шукшин. Собственно, в центре внимания вологжане, алтайцы и доныне сохраняющие уклад советского крестьянина. Для них Шукшин - свой мужик. Они и сливаются с героями Калины красной, У озера, Печек-лавочек... И драмой Стеньки Разина - гимну русской неприкаянности, о котором снимать не давали: дегероизация народного защитника и т.п. Тем более хотелось бы увидеть, но не судьба. Ведь пролог к фильму - роль Лопахина (взамен чиновники обещали дать добро на съёмки) стала последней. На взлёте...
Оценка 8

Вологодские мотивы. О вологодском кружеве.
Собственно, и всё - передача уж больно коротка. Чего-то нового она не открывает... Для вологжан, во всяком случае. Но в качестве справочной и агитационной (рекламной) для остальных вполне сгодится.
Оценка 6

Как Данте создал Ад. Канал Культура.
Великолепный итальянский документальный фильм, соединяющий величайшее произведение мировой литературы с величайшими произведениями мировой живописи от Ренессанса до Сальвадора Дали. Величественно, страшно и красиво это соединение христианства и античного представления об Аиде, взятое из Вергилия. Собственно, фильм пошагово иллюстрирует Ад Данте художественными шедеврами - наиболее примечательными показались Доре с целой серией работ и Дали с лесом самоубийц.
Оценка 8,5

Тем временем. Советское, антропологическое.
Странно, что целью дискуссии в общем-то и не был портрет советского человека, а, скорее, спор о возможности существования в науке такого феномена. Некий молодой учёный, да ещё и декан социологического факультета Вахштейн продекларировал, пожалуй, наиболее интересную мысль: феномен советского человека это публицистическая (литературная) модель, выдвинутая частью элиты в 90-е, рефлексировавшей по поводу своей советскости. Вообще же для России и в целом более свойственен поиск правды в литературе, чем поиск истины в науке. Поэтому и к советскому человеку мы придем как к научному феномену, но попозже. Когда муть в виде нынешнего руководителя Левада-центра Льва Гудкова уляжется - этот и является (хоть и подхватил идеи Юрия Левады) проявлением ультра- и псевдолиберальной публицистичности в вопросе подхода к советскому.
Хотя, справедливости ради, феномен все же, скорее, есть, чем нет.
Оценка 6,5
Категория: TV & the Radio | Добавил: smidmi79 (08.07.2018)
Просмотров: 271
Всего комментариев: 0
avatar
close