Код Культуры 5
ХХ век - концерт Валентины Толкуновой,1986 .
Собственно, это и не совсем концерт - смонтированы фрагменты из разных выступлений певицы, прерываемые отзывами о её творчестве композиторов типа Колмановского, Фрумкина, художника Шилова и простых зрителей. К слову, обращённая в зрительный зал камера выхватывает аудиторию Толкуновой, где люди сидят семьями, но преобладают, разумеется, семейные женщины среднего возраста. Как ни банально, но именно теплом родного (мать его) очага веет от этой прекрасной русской женщины. Кто-то из выступавших поклонников привел сравнение голоса Толкуновой с флейтой - только мягче, чуть ниже и куда как менее легкомысленно.
И уж точно, что более русского на нашей эстраде не было и не будет. И фольклора в этой эстраде совсем чуть - Валентина Васильевна поёт в широком смысле в русской песенной традиции. Но ее индивидуальность слышится с первых нот каждого ее исполнения.
Наиболее очевидным и нескрываемым ее предшественником (кумиром) была Клавдия Шульженко. Ее образ - образ русской женщины: сильной и слабой, любящей и любимой, счастливой и несчастной, жены, матери, вдовы... Если б не было войны - едва ли не лучшая женская песня о войне. Я не могу иначе - гимн верности. Песенка без конца - почти баллада о женском времени. Номики-курносики - песня матери.
Думается, что если и будут вспоминать о России в песне, то Толкунова будет представлять в ней поздний СССР. Ну не Пугачёва же - в Алле Борисовне больше советского и универсального, чем русского. Не зря две эти певицы были не конкурентками, но антиподами. Примечательно, что для Толкуновой писали едва ли не десятки композиторов, но песни были её. И остались.
Оценка 8

Больше, чем любовь. Лев и Кора Ландау.
Всегда любопытно трепанировать биографию гения на предмет психических расстройств, странностей, чудачеств и т.п. А гений-физик Ландау на это напрашивается с пугающей настойчивостью. Особенно после таких познавательных фильмов, основанных на почти трагических воспоминаниях одного из приближенных к нему лиц. В данном случае его жены Коры.
Почему хочется трепанировать? Наверное, потому, что авторы предпочитают фиксировать биографию великого ученого, его вроде бы любовь и не вродебные страдания его второй половины, хоть и пополам с преданностью. А хочется понять, почему так, а не иначе. И это было бы куда интереснее, чем "Игры разума". Но наш вариант, видимо, впереди. Теории Ландау, касавшиеся счастья и любви просто просятся на большой экран. А пока учим матчасть его биографии.
Оценка 7

Утраченный мир древних Помпеев, Франция, 2016
Судя по каналу Культура, наиболее активными исследователями античности стали французы. К очень недурному фильму о древних олимпиадах теперь добавился сюжет об исследовании древних Помпеев. Из него можно узнать, как отдельные алкоголики в Провансе расист виноград и делают вино как в Помпеях, как учёные под микроскопом изучают всякую пылинку в раскопанном городе, как спутники следят за возможным извержением Везувия, как правильно сложенные камушки на мостовых позволяли сливать между ними нечистоты. И т.д. Познавательно. Правда, изучение быта в истории начинает утомлять.
Оценка 7

Заслуженный бездельник Российской Федерации. Валерий Сировский (2017).
Художник, переводчик и Бог знает , кто еще, примечателен тем, что работал, несмотря на название фильма, с Калатозовым (на Красной палатке), Тарковским, Параджановым, о чем интересно, приводя житейские истории, и рассказывает. Аж в 4 фильмах.
Оценка 7

Карамзин. Проверка временем. 6 серия. Самоубийство республики.
Проверке сведений Карамзина подвергается Новгородская республика. Основной источник - знаменитые берестяные грамоты. Именно на них делается акцент и лишь отчасти на теме превращения вечевой республики в аристократическую. При чем тут Карамзин? Непонятно.
Оценка 6

Тевтонские рыцари. Канал Культура.
История Тевтонского ордена, поданная в устах немецких и польских историков и частично реконструированная. Не сказать, что дико интересно, но отмечено, что в ордене была едва ли не лучшая почта в Европе и почти совершенная система администрирования - великий магистр и 5 рыцарей. Орден, возникавший как благотворительный, стал полуразбойничьей единицей, грабившей как местное население, так и прорывавшийся на восток (упомянут и Александр Невский). Часто для этих целей привлекали людей, "нуждающихся" в отпущении грехов. Начало конца знаменует Грюнвальдская битва, после которой орден существовал ещё что сто лет, а затем все же вернулся к благотворительности, политически став вассалом Литвы.
Оценка 6

Рафаэль. Путь в Россию. Канал Культура.
Этот документальный фильм можно рассматривать с двух позиций - как рекламу выставки Рафаэля в ГМИИ им. А.С. Пушкина и, напротив, рассмотреть Рафаэля получше, благодаря этому поводу. В любом случае, это хороший повод рассказать о нем самом и его искусстве. Например, о том, что это самый совершенный из художников эпохи Возрождения , которому завидовал ни много, ни мало сам Микеланджело. Об эволюции формы в живописи Рафаэля... И о многом ещё, о чём не написал по горячим следам...
Оценка 7

Магистр игры. Иван Бездомный - автор Мастера и Маргариты.
Владимир Микушевич - очень интересный персонаж. Православный мистик, философ и просто очень знающий человек. В своё время поразила его полулекция о Черном квадрате Малевича. Эта лекция не столь поразительна, но любопытна. Правда, мысль о том, что Бездомный, ставший Поныревым, - альтер-эго Булгакова, изложена чересчур витиевато. А вот тезис о пост-литературе, открытой романом - интересно. Литература закончилась Джойсом. Булгаков открыл новое литераторство, ответив на конец света и христианства своим почти манифестом, ведь до него некто Ренан и некто Лев Толстой опровергали воскресенье Христа и его божественную природу. Ответил, правда, очень своеобразно. Микушевич даже вынужден вписать "положительность" дьявола в контекст репрессий и Большого террора.
Любопытны, хотя и знакомы ранее, сюжеты об отсутствии имени у Мастера, о странном характере Мессии, о настоящести Воланда и т.д.
Оценка 7

Сати. Нескучная классика. Классика и вожди.
Классика и вправду нескучная, особенно если в программе, помимо Сати Спиваковой, есть ещё и Артем Варгафтик и Михаил Швыдкой.
Удивительно органичная программа, в которой без пафоса вешается об отношениях вождей с классикой. Очень тонко это понимание выразил именно Швыдкой, знакомый с технологией власти на собственном опыте. Например, Ленин отличался консервативностью и традиционностью музыкальных вкусов - народные песни и реже классика. Кроме того, признавался, что не может слушать апассионату Бетховена слишком часто - Швыдкой предположил, что это связано с несовместимостью морали (нравственность будится музыкой) и политического действия, но при этом контроль за культурой Владимир Ильич по факту не осуществлял. В отличие от Сталина, который именно идеологическую сущность музыки и искусства вообще считал главной. Однако же история с Прокофьевым, Шостаковичем, пианисткой Марией Юдиной и писателем Булгаковым делают фигуру Сталина не столь односложной. Особенно удивительна любимая пианистка Сталина Юдина - беспощадный критик режима, сохранившая возможность творчества и не потерявшая (во всех смыслах) свободы. В этом смысле и угадывается разрыв личного пристрастия и идеологической необходимости искусства.
Неслучайно обобщением стали рассуждения о том, что нравится всем руководителям - хоть и под разными названиями, но Жизнь за царя и Ода к радости.
Оценка 8

Дело # . Сиятельный анархист Пётр Кропоткин.
Новый проект Феликса Разумовского, историка-любителя и публициста, посвящён деятелям и событиям революции 1917 года на основе материалов государственного архива Российской Федерации. Благо, что ещё присутствует гость из историков-профессионалов. На сей раз это один из самых интересных историков по вопросам советской истории и истории революции Александр Шубин, который ко всему прочему специалист по анархизму. Поэтому главный герой - Пётр Кропоткин. Человек уникальной судьбы - самоотрекшийся от титула князь, талантливый учёный-исследователь, отметившийся выражением "ледниковый период" и предсказанием существования земли Франца-Иосифа. А вот подался в революцию... Стал одним из идеологов анархизма. Но речь именно о 17-м годе, когда находившийся в преклонных годах красный князь, находясь на покое, тем не менее пытался если не влиять на массы, то влиять на власть. А в центре внимания - его встречи и переписка с главой пролетарского государства. Прежде всего, по вопросам террора и отчасти кооперации.
Из всего спектра деятелей революции Кропоткин отличался, пожалуй, идеализмом. Заступаясь за людей, аргументированно предлагая мирные средства, знаменитый анархист защитил себя перед историей, но перестал быть её деятелем.
Оценка 7,5
Категория: TV & the Radio | Добавил: smidmi79 (04.04.2018)
Просмотров: 273
Всего комментариев: 0
avatar
close