Цикл Академия
Научно-популярные лекции на канале "Культура". Жаль только, что формат ушел целиком на YouTube, не оставшись на телевидении. Но прелесть в том, что и старые выпуски проекта актуальности не теряют.
Александр Чубарьян. Россия и Европа. Результаты войны 1812 года. Немного сумбурный рассказ о событиях вокруг войны 1812 года, приуроченный к 200-летию Отечественной войны. Венский конгресс, революция, декабристы (террористы и выпускники иезуитских колледжей, закрытых в Европе, но работавших в России), судьба Польши и т.п. сюжеты в центре внимания. Чубарьяну простительно лёгкий сумбур, поскольку он не специалист именно по этому периоду, а выступал скорее от академии наук Оценка 6 Николай Богомолов. Серебряный век как субкультура. 2-я лекция. По правде говоря, автор лекции больше посвятил места отделению серебряного века от других культурных феноменов рубежа 20-21 веков. А вот собственно о субкультуре если и сказано, то немного. Оценка 6 Сигурд Шмидт. Иван Грозный глазами современников. Иван Грозный - фигура для нашей истории ключевая. Тиран и деспот, талантливый писатель и реформатор, сеятель смуты и собиратель земель. Территория страны выросла при нем в два раза (до 5 млн. как. км и 6 млн. человек) не, но Россия лишилась Балтики и разорена опричниной. Кем он был для современников? В этом и пытается разобраться профессор Сигурд Шмидт, опирающийся на источники того времени. И Грозный предстает мальчиком, к которому на постель садятся бояре, проявляя диковинное неуважение к тогда ещё великому князю. Странным образом умирают двое его дядьев - князья Старицкие. "Весёлые" игры бояр за власть вряд ли хорошо отражались на психике парня. И это всё явно не прибавляло жизненного оптимизма мальчику, который и без того не отличался примерным поведением. Зато отличался хорошей памятью - в сочинениях он цитирует большими кусками религиозные источники. Очевидно, что был и неплохо образован. Хоть об этом и не говорится, но приближал к себе людей даровитых. Впрочем, сам, по мнению Шмидта, не обладал даром государственника и военачальника. Вроде как даже и трусоват. Зато как писатель проявил себя во всей красе - как историк, как мастер эпистолярного жанра, как политический публицист. Да и вообще артистическая личность - даже казни обставлял театрализованно. Например, боярина, сына своей кормилицы он сначала посадил на трон (побудь в моей шкуре типа), а потом казнил. Надо бы, чтобы Иван Грозный родился просто творческим человеком, а он родился государем. Удивительно, что память зафиксировала его раскаяние о грехах после смерти сына Ивана, очень похожего на него самого по складу личности. Так что плюс ставить или минус - вопрос крайне трудный Оценка 8 Светлана Тер-Минасова. Язык - творец человека. Любопытная лекция о роли языка в формировании культуры. Главный стержень - сравнение английского языка и русского. Например, склонность русского языка передавать эмоцию, не свойственная многим европейским языкам. Особое значение обращений - демократичное английское you против целой системы иерархично-вежливых обращений языка русского. Мало того, что у нас есть Вы, так ещё и с большой буквы, причем именно в этом варианте оно обращается только к одному человеку. Или стереотип о русском медведе - грубом и неотёсанном. А ведь ни в одном языке нет в таком количестве уменьшительно ласкательных суффиксов. К тому же наш язык гораздо больше заточен на передачу эмоций, нежели просто информации. И многое другое, что подтверждает знаменитое хайдеггеровское "Язык - дом бытия". К тому же свою лекцию замечательная женщина предварила притчей о самом ужасном и прекрасном в жизни Эзопа, когда он ещё был рабом, - о языке. Оценка 8 Владимир Воеводин. Суперкомпьютеры - незаметные гиганты. Надо очень хорошо соображать в информатике и компьютерной технике, чтобы понимать смысл говорящегося. Кое-что понятно, но непонятно главное - а зачем вообще нужны суперкомпьютеры. Интуитивно понимаю, что нужны, но лектор не особо объясняет этого, предпочитая остановившись на принципе действия и технических новациях. Любопытно, но не более. Оценка 6 Спецкурс Мастер и Маргарита. Читает Андрей Кураев. Вряд ли эта лекция станет сюрпризом для тех, кто уже знаком с работой Кураева по Мастеру и Маргарите. Кто не знаком, то следует предупредить, что Кураев оценивает работу с точки зрения интеллектуально-теософского бэкграунда. Во-первых, потому, что фигурируют религиозные "персонажи" и персонажи истории церкви. Во-вторых, потому что отец Булгакова был священнослужителем. А дальше детали - глаза сифилитика Воланда, завуалированная тема Фауста (хотя я не согласен, что Воланд правдив, разве что по-своему), мастер знает имя Воланда, хотя Иванушка его не помнит, похотливая (?) ведьма Маргарита (Кураев двигает мысль, что она мастера не любит), не творческая личность дьявола, тема Фриды и Маргариты и т.д... Особенно любопытна тема Мастера, лишённого имени и получившего подарки дьявола - знание (причина прибытия Воланда в Москву), выигрыш в лотерею и... Маргарита. Новый Фауст, короче говоря, но лишившийся души, забранной дьяволом. Вернее, души у мастера уже нет. Оттого он и не заслуживает света. С этим тоже любопытный сюжет - фактически это означает, что он заслуживает лишь смерти, которая для него будет означать тьму... В любом случае, Кураев расширяет контекст восприятия Мастера и Маргариты, выводя его за рамки только советской реальности, хотя порой и вырывает из него... Но такой взгляд уж точно интересен и точно заслуживает внимания. Тем более что Кураев ссылается и на другие редакции романа и на жизнь самого Булгакова (журнал Богоборец, например, с которым Михаил Афанасьевич очень не дружил), не говоря уже об истории церкви. P.s. Очень захотелось рассмотреть концепцию третьей - советской - реальности, в которой нет места дьяволу и Богу. Оценка 8,5 | |
Категория: TV & the Radio | Добавил: smidmi79 (04.04.2018) | |
Просмотров: 283 |
Всего комментариев: 0 | |