Программа Александра Казакевича о шедеврах советского кино.

Программа Александра Казакевича на канале Культура о шедеврах советского кино.
Режиссер Константин Голенчик

 
Здравствуйте, я ваша тетя! Как сюда попала эта леди?
1975 год оказался урожайным на алкоголь. Сразу четыре кинохита имели триггером либо опьянение либо бутылку. Едва не пострадал от этого и один из самых популярных телефильмов того времени Здравствуйте я ваша тетя! Фактически фильм сделал звездой Александра Калягина, хотя он был уже немолод. Заодно и молодые актрисы Орлова и Веденеева сыграли здесь самые яркие свои роли.
Тамара Носова впервые сыграла гранд-даму, что более соответствовало её имиджу, нежели роли в сказках.
Были и очень своеобразные проблемы - первым дублем шла сцена с тортом, которую пришлось снимать пару десятков раз из-за непрекращающегося смеха актёров, что было проблемой для художника по костюмам...
Или знаменитая песня на стихи Бёрнса, вытянутая талантом Калягина - боль и комедия жизни.
Комментарии из актеров давали, увы, не все, но Татьяна Веденеева, Валентин Гафт вспоминали с большой теплотой. Жаль, что о режиссёре Титове сказали немного, хотя стиль ретро с цитатами из немого кино - его заслуга. Не говоря уже о том, что это просто очень смешное кино.
Оценка 7


Какой должна быть Анна Каренина?
Можно было бы и ответ сразу соорудить - такой как Самойлова, считавшая эту роль, кстати, любимой. А ведь сложностей хватало - и с утверждением на роли, и с откладыванием производства (аж на два года) и со сменой актерского состава (чуть ли не половина первоначальной группы в итоге отказалась от съёмок), опасения за дуэт бывших супругов Ланового и Самойловой... Съёмки в Крыму вместо Италии... Масса мелочей. Даже привлекли создателей других фильмов о Карениной - Соловьева и Шахназарова. Но дух Самойловой убить нельзя - и дело даже не в подвиге похудения на 20 кг. Думается что именно харизма актрисы пугала режиссёров, которые, увы, снимали ее слишком редко.
Оценка 6,5


Офицеры. Есть такая профессия, взводный...
Все бы ничего в фильме про судьбу Офицеров - и про сценарий, написанный Васильевым и купированный насчёт репрессий (поэтому так давно и не виделись друзья), и про подбор актёров (отказ Ланового поначалу и проблемах Юматова с Покровской, которой он оказывал внимание) и про карьеру маленького Вани в дипломатии заместо кино. Наконец, приход Владимира Рогового из директоров в режиссёры, во что никто особо не верил (потому и присвоили поначалу третью категорию, пока фильм не посмотрела жена маршала Гречко).
Но... Какой-то мутный образ получил Юматов - алкоголик, да ещё пристававший к партнёрше. Зачем? Человек уже умер - припоминайте о нем хорошее... Поэтому осталось немного гадливое чувство...
Оценка 6


Отец солдата. Как ты вырос, сынок.
Грузинское кино среди советских зрителей пользовалось сомнительной репутацией - самое что ни на есть кино не для всех. Но из всякого правила есть исключения. Это Отец солдата. Отправившись в Грузию, интервьюируя родню Резо Чхеидзе, беседуя со священником, Александром Казакевичем исследуется история создания и иногда смысл фильма.
Мало скрывается, что главная фишка фильма - это Серго Закариадзе. Несмотря на то, что Казакевич сотоварищи гнет линию, по которой фильму препятствовали, мешали замыслам и т.д., в это не очень верится. Зато разъяснили христианские аллюзии фамилии Махарашвили и даже объяснять не надо значение для грузин имени Георгий и виноградной лозы, символизирующей Бога... Наверное, все задумывалось попроще, но вышло как вышло. Закариадзе смотрели аж в 22 странах мира. И, конечно, восхищались.
Оценка 7

Мы из джаза. Проснуться знаменитыми.
Рассказ о съёмках Мы из джаза имеет несколько особенностей:
1) Дебютанты снимают и снимаются в фильме, на который и денег толком не дали - всего 440 тысяч рублей.
2) практически любая фраза из создания фильма сопровождалась цитатой из самого фильма (весьма мило получилось). Впрочем, и сам фильм - это цитаты из жизни джазменов и композиторов (от Никиты Богословского, выступавшего перед криминалитетом до Анатолия Кролла, которого отчисляли из музучилища.
3) идеологический контроль как главное средство эпохи, порезавший эротику... Да и всё почти - разве что ещё Луначарского и прочих бюрократов эпохи.
А вообще-то все милые и задорные.
Оценка 7


Кубанские казаки. А любовь девичья не проходит, нет. 
Оказывается, Ой, цветёт калина - авторская песня. Диву даёшься, насколько многогранен талант Дунаевского, создававшего и классику, и джаз, а на сей раз фольклор. А ведь мог под кампанию борьбы с космополитизмом в фильм Пырьева и не попасть. Но 5-кратный тогда лауреат Сталинской премии настоял. Вот и родилась Кубанские казаки. Ещё одна музыкальная сказка, местами - комедия.
Пожалуй, именно в казаках в полной мере реализовался стиль Пырьева.
Лакировка ли это действительности или образ будущего - решать зрителю. Для большинства из них - это светлый образ советского прошлого. Как ни странно, вполне реалистичный, притом что для голодных послевоенных лет и вправду всё было сказкой, но очень притягательной. Второе и третье рождение фильм пережил в конце 1960-х, когда повторно после хрущевских запретов вышел в прокат. А уж затем регулярно стал всплывать по телевизору в 1990-е.
Оценка 7


Бег. Сны о России. 
Серия из цикла Александра Казакевича о шедеврах советского кино идёт по давно проторенной дорожке: сценарий (по только-только публиковавшемуся Булгакову), суперсостав актёров (претензии к одномерным Баталову и Савельевой чуть расстроили, зато порадовал рассказ о сцене Чарноты и Корзухина с разными актёрскими подходами - с репетициями Ульянова и импровизациями Евстигнеева), рассказ о привлечении Дворжецкого и Татьяны Ткач, игравшего тогда в Омском театре и рекламе, продавленной через кого-то из членов политбюро. С учётом того, что фильм отправился в Канны, куда в свою очередь на премьеру стеклась куча эмигрантов. И разговоры про полку и не позитивный образ белого движения не внушают. Скорее, интересен вопрос, как вообще вышел фильм с оправданием, пусть и неоднозначным, белой гвардии. Даже Дни Турбиных куда как более противоречивы. При поддержке какого-то члена Политбюро, с которым якобы случайно летели в самолёте... Явно какой-то политический поворот наметился тогда.
Оценка 7


Плюмбум. Металлический мальчик.
Пожалуй, лучший фильм цикла Александра Казакевича. Впервые он концентрируется почти целиком на герое и смыслах одного из главных постзастойных фильмов.
Подробно разбирается главный герой - причем образ настолько сложен, что никто даже не решил, положительный он герой или отрицательный... По всей уникальности, он вполне себе встречающийся подростковый тип.
Через эпизоды авторы раскрывают образ, чуть отвлекаясь на места съёмок в Минске.
Ещё один аспект - портрет советского общества, его двойные стандарты с правдой как ложью и ложью как правдой: советские олигархи, бандиты, бармены, проститутки (конечно, все это смягчено и даже не названо), браконьеры (встреча отца и сына при составлении протокола).
И комментаторы топовые: режиссёр фильма Вадим Абдрашитов, киноведы, включая слегка застрявшего в перестройке Армена Медведева. Таким и ждёшь кино о кино - умным, противоречивым, глубоким - ведь плюмбумы выросли в поколение 1990-2000-х. Без души и сердца, зато с жёстким целеполаганием.
Оценка 8,5

Джентльмены удачи. Я злой и страшный серый волк.
Поначалу казавшаяся интересной передача к концу стала немного разочаровывающей.
Как всегда, детали съёмок от сценария до отдельных сцен, панегирики актёрам - прежде всего, Крамарову, немного Вицину и Леонову, интервью с Викторией Токаревой... Даже про состав слюны верблюда сказали. И про климат... Крамарова чуть не всю биографию пересказали...
Интересно, что роль Василия Алибабаевича предназначалась Фрунзику Мкртчяну, но вроде как он перетягивал бы одеяло фильма на себя. Поэтому роль досталась Раднэру Муратову, для которого она оказалась едва ли не главной в жизни.
Но главный сюжет в создании фильма - дуэт Данелии и Серого. Признаться, равноудаленность сохранить не удалось - Токарева, а вслед за ней создатели д/ф фактически главным в дуэте (наверное, небезосновательно) сделали Ланелиб, который помогал товарищу вернуться в режиссуру после отсидки. Хотя истина, наверное, где-то посередине - просто многое совпало для фильма: и криминальное прошлое Серого с его тюремным опытом, и мастерство Данелии в разработке сценария, и, конечно, великие актёры.
Оценка 7

Достояние республики. Бродяга и задира, я обошёл полмира. 
Ещё один неочевидный фильм из цикла Голенчика и Казакевича о хитах советского кино. Но не этот раз действительно отличном, хотя и на революционную тему.
Как всегда, много интересных фактов о съёмках, проходивших в том числе в Кириллове в монастыре, благодаря чему привлечен к съёмкам Игорь Кваша, любивший древнерусское искусство.
Евгений Евстигнеев мог сниматься только в городе, поэтому и играет роль второго плана из симпатии к режиссёру.
Фильм стал последним в фильмографии актрисы ещё 20-х годов Ольги Жизневой и одним из последних в кинокарьере Юрия Толубеева. Его персонаж причем взят из практики 20-х годов, когда один из криминалистов прежней эпохи раскрыл хищения подобного рода.
Но, конечно, работа стала бенефисом Андрея Миронова, спевшего к тому же прекрасные песни Евгения Крылатова на стихи Ахмадулиной и Энтина. Последнему пришлось срочно писать слова и даже дорабатывать их по требованию Миронова, включив куплет о предполагаемой смерти его персонажа. Именно на характер Миронова ориентировалась и Ахмадулина в сочинении про Петербург. Бродяга и задира.
Примечательна история об обмане актером о своих навыках наездника - что он с трёх лет в седле. Когда это вскрылось, то Миронов привёз из Москвы своё фото на деревянной лошадке в 3 года.
Кое-что есть и о съёмках - оказывается, мультипликационные вкладки (скорее, "накладки") делал Юрий Норштейн. На картине работало сразу три оператора. Наконец, относительно новым было то, что негативный в целом герой Маркиз оказывался ближе к зрителю, чем позитивный Макар. Так что фильм, на мой взгляд, держится исключительно на актёрах. Даже актёре.
Тем не менее, столь нелюбимая (потому как обязывали снимать на эту тему много) у киношников революция обрела нечто человеческое, что вообще-то в кино было редкостью.
Оценка 7,5


Экипаж. Запас прочности.
Казакевич вновь рассказывает о хитах советского проката: про советские сказки, про эротическую сцену со стеснительным Филатовым в джинсах, про приход и уход Даля со съёмок, про сгоревший вне съёмочного процесса самолёт, про финал со смертью Тимченко, который из-за престарелого ЦК не уцелел, про Тамару Акулову, ненавидимую всеми женщинами СССР как зеркальное отражение и многое другое...
Оценка 7

Гардемарины, вперёд! Невидимые слёзы.
Слёзы вполне видимы - у Дружининой как раз умер во время съёмок сын, который был даже утвержден на роль Оленева. Во многом это оказало влияние и на весь фильм, который долго делался, с массой замен, самой важной из которых стала смена композитора с Геннадия Гладкова, ушедшего на Человека с бульвара Капуцинов, на Виктора Лебедева, который хотел написать своих мушкетёров. И ведь написал.
Отдельная песнь во всех смыслах - Боярский, упросивший Лебедева написать песню специально для него. Собственно, Михаил Сергеевич во многом сделал популярность фильма.
Ещё одна замена - Жигунов, заменивший Меньшикова в роли, но озвученный в итоге им. Много было конфликтов с Шевельковым (по понятным причинам). Забавный ляп с мушкой, которую гримёр при съёмке первой сцены забыл сделать Харатьяну... И многое другое.
Оценка 8


Застава Ильича. Исправленному не верить. 
Совершенно неочевидный фильм в списке шедевров советского экрана. Но по многим вещам и вправду эпохальный - по существу это фильм, в котором документальное сочетается с художественным (сцена с поэтическим вечером а политехническом институте или вечер в квартире), мистика в советском кино (отец-фронтовик разговаривает с сыном, ищущим смысл жизнь) и т.д. Однако оттепельный посыл фильма напоролся на цензуру - сам Хрущев устроил разнос. Хорошо, что Фурцева вступилась, но фильм порезали, и его открытия были использованы уже в других фильмах. Только через 20 лет (1988) он показан в авторском варианте Марлена Хуциева.
Позорище, но я его не смотрел... пока. А передача вроде и интересная (засветились Любшин и Хуциев и Вертинская, а некая инокиня Ольга после фильма ушла из актрис - ей залепил пощёчину сам Тарковский), но в последнее время раздражает, что изображают советскую власть как душительницу всего доброго и светлого. Но фильм же сняли?
Оценка 7
Категория: TV & the Radio | Добавил: smidmi79 (04.09.2022)
Просмотров: 279
Всего комментариев: 0
avatar
close