Игра в бисер
Программа о наиболее интересных книгах в истории литературы. Модератор - Игорь Волгин

Михаил Лермонтов - Бородино.
Великое стихотворение редко встречается. В мировой поэзии вспоминается разве что Ворон Эдгара Алана По и Пьяный корабль Рембо. В нашей литературе это тоже нечасто. Бородино - один из немногих примеров. Гости студии Игры в бисер умудряются анализировать в течение часа 98 его строк. И хотя сам Игорь Волгин тянет одеяло на себя, но и Дмитрий Бак умудряется кое-что вставить. Например, тему диалога. Не сразу доходит, что беседует старый солдат и молодой рекрут (25 лет прошло). И дядя самого Лермонтова - генерал Столыпин. И удивительная точность Лермонтова в отражении бытовых сторон армейской жизни. И отнюдь не лакированное (едва ли не впервые в нашей литературе) изображение войны. И, конечно, язык и влияние. Триединый мир "полковник наш рожден был хватом - слуга царю, отец солдатам" (власть, элита и народ) и языком отражен в первую очередь народным, а затем и высоким. А про влияние и говорить нечего - изображение боя стало каноном нашей поэзии. И вечная тема Родины и Москвы. Конгениально!
Оценка 7,5

Бомарше - Безумный день или Женитьба Фигаро.
Одно из самых интересных обсуждений в Игре в бисер. Гости Игоря Волгина обратили внимание на несколько очевидных и не очень моментов:
1) Очевидная критика феодальных порядков на фоне приближающейся французской революции, отчего действие перенесено из Франции в Испанию под воздействием цензуры.
2) Неочевидное равенство, игра между высокими и низкими героями пьесы. Право первой ночи и вполне равное соблазнение Сюзанны. Слуга Фигаро и граф Альмавива вполне откровенно говорят и без последствий для первого.
3) Бомарше одним из первых в литературе отразил свое альтер-эго, будучи сыном часовщика, хотя и очень известного, работавшего при дворе Людовика XV. А дальше пошла мода на отражение себя в качестве героев.
4) Трудность жанрового определения - вроде бы комедия, да ещё и безумная, но многие не без оснований усматривают драму - ведь Фигаро даже упоминает о собственной попытке самоубийства. А один из гостей провел параллели с Камю и его мифом о Сизифе. Герой Бомарше каждый раз с улыбкой восстаёт из пепла, сменив множество профессий, теряющего невесту, тоже ушлую и эротичную девушку, но всё-таки тянет вечную лямку.
Наконец, это просто смешная и вечно веселая комедия, коей на мировой сцене найдется не так уж много столь же смешных аналогов.
Оценка 8

Франц Кафка - Превращение.
Ещё одно интересное обсуждение, но и предмет - один из самых спорных в мировой литературе. Франц Кафка - главный абсурдист XX века. Превращение - один из лучших рассказов истории литературы. Его новаторство уже в том, что он описывает не историю, а ощущение. Сюжет укладывается в несколько слов - коммивояжер Грегор Замза просыпается в своей постели утром и обнаруживает себя насекомым.
Дальше... То ли сказка (рифма с Кафкой), то ли шизофрения... Забавно, что один из читателей прислал Кафке письмо, чтобы тот объяснил ему смысл - ведь ни сестра, ни мать, ни знакомые не смогли понять рассказ, и он не смог, но должен объяснить им, чтобы не уронить свой авторитет образованного человека (типа профессора).
Тем не менее, до смыслов пытаются докопаться: Замза - само имя (и к тому же есть женщина в мехах) наталкивает на ассоциации с Захер-Мозохом. Есть перевод с чешского, вроде бы означающий "одинокий". Этакая смесь самоистязания или просто истязания и одиночества.
Жанр - вроде бы абсурд. Но и комичное есть и, как выразился один из известных читателей (забыл, кто именно), Кафка - это уже не трагедия, а чистый ужас.
Есть нечто и из серии объяснения (предчувствия) (Кафку стали читать уже в 20-е) первой мировой - сам герой противопоставляется собственному же портрету в военной форме. Таково вот мироощущение героя.
Есть ещё одна трактовка - сам Грегор, став насекомым, больше ощущал себя как человек, а окружающие, напротив, больше виделись насекомыми. И т.д. И это, пожалуй, только начало. Единственное, чего не хватает Игре в бисер, даже в хорошем обсуждении, это драйва и нерва - слишком уж пытаются достичь симфонии.
Оценка 7,5

Конан Дойл - Собака Баскервилей.
Классика детектива, но классика ли литературы? Похоже, что для Игоря Волгина с гостями этот вопрос вообще не стоит - есть даже попытка найти образы в книге Конан Дойла. Холмс и Ватсон как минимум. Из относительно любопытных мыслей - параллели с романтиками, рационалистами-ницшеанцами (к таковым отнесен сам Холмс) и готиками. Хотя сегодня викторианская Англия и является именно такой - мрачной, индустриальной и потому готической - но Холмс из этого ряда почему-то выпадал. Немного обсосали и образ Холмса - его эволюцию составляющие. Ну почти постмодернистская ирония, на которую обратили внимание ближе к финалу. Впрочем и в середине говорилось, что образ Холмса располагал к постмодернистской трактовке, в которой Ватсон был задуман как переводчик. 
Покритиковали участники отрицательные образы - серое зло Стэплтона и никакие женщины.
По итогу же это одна из тех передач, которой совсем не подошёл формат школьного сочинения - сюжет, образы и т.д. Правильнее было бы поискать конструкты в общем-то не выдающегося произведения и причины его феноменальной популярности - было бы интереснее. Впрочем, критик Жаринов обратил внимание на недедуктивность сыщика (какой-то финн исследовал это) и его предшественника у Эдгара Алана По - сыщика Дюпона.
Оценка 7

И.С. Тургенев. Муму.
Повесть Тургенева, именуемая ещё и рассказом, стала предметом анекдотов и нелюбви многих школьников. Тем не менее, это одно из самых сложных и драматичных произведений русской литературы. И обсуждение это при некоторых натяжках, но вскрывает. Странно, но определённую интригу и свежую струю внёс Юрий Грымова, хотя его экранизация вряд ли отнесётся к шедеврам. Зато объяснил ее мотивы. Как всегда, звездит и Дмитрий Бак. 
Оценка 7

Аркадий и Борис Стругацкие. Понедельник начинается в субботу. 
Для тех, кто не читал и не жил в 60-е - трудная передача. Кумиры советской технической интеллигенции - братья Стругацкие умудрялись сочетать веру в светлое будущее с ловко скрываемой сатирой на советские маразмы в области бюрократии науки - и НИИЧАВО актуально в этом смысле до сих пор.
Оценка 6,5

Рэй Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту.
Просто хорошее обсуждение, в ходе которого самое ценное - реабилитация фантастики как жанра и возможность игнорирования психологизма в нём.
Оценка 7

Роберт Пенн Уоррен. Вся королевская рать.
Круглый стол, посвящённый крупным произведениям мировой литературы.
На сей раз это роман из жизни предвоенной Америки о коррупционер Вилли Старке и его прототипе. В обсуждении - прототип Старка (сенатор-полуфашист Лонг), герой Джек Бердон и прочие, философия романа и даже (историк Сергей Рогов постарался) Трамп с Обамой. Если честно, то логика в обсуждении почти отсутствует, потому как Игорь Волгин хороший литературовед, но не самый хороший модератор и тянет одеяло на себя. Потому моё восприятие романа в итоге совсем не совпало с обсуждением. Даже обидно.
Оценка 6,5

Максим Горький На дне.
Передача посвящена почти забытому автору и его пьесе, вроде бы исключённой из школьной программы.
Занятно, но я никогда не думал о Горьком как ницшеанце. А ведь Сатин (почти сатана) - предтеча булгаковского Воланда, да и вообще всех измышлений по поводу смены ролей между добром и злом, а потому и постмодернизма, подмеченного практически во всех дискуссиях юбилейного года.
По Горькому Лука-утешитель (евангельский почти что персонаж), давая ложную надежду подверстать себя под мечту и некую норму, убивает судьбы половины обитателей ночлежки. Сатин (Сатана?) оказывается ницшеанцем-циником, но и гуманистом (Человек - это звучит гордо), Лука - вор, давший ложную надежду.
В общем, На Дне - актуальность, искусственно убранная из актуального. А жаль
Оценка 8

 
Категория: TV & the Radio | Добавил: smidmi79 (08.07.2018)
Просмотров: 313
Всего комментариев: 0
avatar
close