Разноцветный русский рок
Небесная канцелярия - Эфир (2006)

Удивительно, но группа существует аж с конца 90-х гг., а известна, да и то, к сожалению, локально лишь с сер. 00-х с подачи энтузиаста в продвижении независимой музыки и известного музыкального критика Артемия Троицкого. Опять-таки с 2006 г., т.е. с момента релиза "Эфира" группа канула в никуда и никак пока не проявлялась. Жаль. Жаль, потому что очень хочется продолжения столь позднего, но прекрасного начала. По жанру это смесь инди-попа, психоделической электроники (блин, опять Air приходят на ум), ну и гитарки слышны. Хорошо спродюсированная, нежная, немного романтичная, немного даже философски-мистическая и отстраненная музыка, мягко вводящая в светлую меланхолию, еще и благодаря тонкому и чувственному вокалу солистки Наташи Гущиной. Отдельно отмечу не выдающиеся, но очень симпатичные тексты, что в отечественной музыке в последнее время встречается нечасто.
Оценка: 9

Секрет - The Best of (2004)

Странно, что "Секрет" проходит по ведомству рока - ну разве что поп-рок... Но в сер. 80-х гг., на кои пришелся расцвет творческой деятельности, к эстраде они явно не относились, к ВИА - тоже (т.е. официозом не были в силу свежести материала). В то же время не будучи тем роком, от которого начинала фанатеть страна, с ним они роднились по творческому методу - свои песни, живые гитары, западные ориентиры в звучании, притом что музыкальная эстетика не была ни для тех, ни для других ключевой. Тем не менее, очевидным образцом для подражания "Секрету" стали ранние "битлы" и несколько менее известных шестидесятнических групп типа Monkeys, Kinks и даже The Mamas & The Papas (хотя в последнем примере я погорячился). Отсюда и стилистика - рок-н-ролл, бит (заявленный в названии коллектива - бит-квартет), буги-вуги, немного кантри и кабаре и т.д. Кстати, все эти стили так или иначе упоминаются в названиях песен и текстах. Короче, в современной классификации они были бы стопроцентным поп-роком.
Отличие от прочих героев рок-площадок Ленинграда того времени - позитивность звучания и посповость и романтичность текстов. Поэтому вроде как и были белыми воронами в очень независимом и типа бунтарском ленинградском рок-клубе. Впрочем, как подтвердила их биография, коммерческая жила в крови участников действительно была, но и искренность, чувство юмора, задор им никогда тоже не изменяли, поэтому сегодня классическая четверка - Леонидов-Фоменко-Заблудовский-Мурашов - с полным правом стала легендой. После превращения в трио стиль несколько изменился - легкости поубавилось, юмора и китча поприбавилось. На данном релизе оба периода коллектива представлены во всей красе: грустно-лиричные леонидовские "Привет", "Алиса" соседствуют с фоменковскими стебно-юмористическими "Блюзом бродячих собак" и "Не переживай". Отдельно отмечу тексты - отчасти свои, а отчасти поэта Д. Рубина и даже Майка Науменко. Из всего венка их песен немного выделяется "Ленинградское время", в котором есть хоть какая-то социальная проблематика, а в остальном - позитивная гитарная поп-музыка, понятная и приятная сегодня.
Оценка: 8

ДДТ - Мир номер ноль (1999)

Концептуальный альбом одной из главных рок-групп 90-х в эпоху расцвета "Нашего радио".
Да, молодая поросль, казалось, теснила прежних рок-героев. В чем-то одиозный муздеятель и продюсер, но все же, безусловно, энтузиаст актуальной независимой музыки Михаил Козырев затеял в противовес всепобеждающей попсе несколько проектов, - главные из них "Наше радио" и лейбл Real Records - которые стали бомбить нашу сцену новыми группами как пирожки в праздничный день обеденный стол. Казалось бы, таким ветеранам как Шевчук легко затеряться в выводке таких героев как Мумий Тролль, Сплин, Маша и Медведи и т.д. Причем сильно поменялся сам подход к музыке у этих групп: протестный пафос и романтика революционного порыва рубежа 80-90-х сменились позитивом, гедонизмом, экзистенцией, народными мотивами, психоделией и т.д. Иными словами: русский рок был почти при смерти. Конечно, тот же Козырев проявлял симпатии и к ветеранам, но пытался взять, прежде всего, молодую аудиторию, действуя по принципам рынка. А ДДТ в таком мире было выжить гораздо сложнее - к тому времени почили в бозе и Наутилус, и Аквариум, пусть и выпускали альбомы (Аквариум - даже неплохие), но явно перешли в другую лигу. Что уж говорить о других, менее ярких представителях...
Но Юрий Юлианович не собирался почивать на лаврах, а потому абстрагировался (почти) от внешних обстоятельств и в эпоху радио и тотального аудио-пиратства пошел на явно нетривиальный ход - выпустил концептуальный альбом. Во всяком случае, слушается он как концептуальный и на синглы его раскурочить очень трудно. Правда, к этому альбому прилагалась довольно массивная PR-кампания и активно рекламируемый тур в поддержку. Кроме того, был снят цельный видеофильм клипового содержания (привет Майклу Джексону!) на основе песен диска, специально снятых художественных вставок и концертных выступлений. В общем, все хоть и нетривиально, но вполне по законам шоу-бизнеса, впрочем, весьма профессионально (в этом, кстати, чувствуется рука вышеозначенных структур).
Трудно сказать, оправдал ли себя этот смелый ход - все-таки в нашей стране даже рок-группы сильны не альбомами, а песнями. Синглом же вышла всего лишь одна из них - Расстреляли рассветами, - которая хоть и приобрела определенную популярность, но и в радиоформаты попадала с трудом (более 5,5 минут) и в популярности с вещами типа "Осень" не соревновалась. Концепция тоже угадывается с трудом - смысловые аллегории можно искать долго и упорно. Не скажу, что их нет, но они неочевидны (свою версию выдавать не буду), но многозначительны. Музыкальное решение порой слишком уж вычурно.
С другой стороны, вышеизложенное - продукт отношения поклонников и широкой публики к продукту, оказавшемуся не совсем из наших палестин. Субъективно же (да и с точки зрения музыкально-художественных средств) пластинка очень и очень неплоха. Как ни странно поэзия Шевчука именно здесь достигла наибольшей образности и символизма с серьезным привкусом натурализма и декаданса. А последнюю песню "Герой" можно отнести почти что к появлению Путина (ужас-то какой!!!) после беспросветной первой части (90 % диска). Столь же серьезной работы со звуком не было в нашей музыке со времен царя Гороха. Речь не столько о звукорежиссерской, сколько именно о продюсерской работе, которая собирает актуальные на тот момент сэмплы и звуковые изыски. Психоделия, соединяющая архаичное, античное и натуралистичное современное в сложный комплекс ощущений, бьет по эмоциональной сфере незрелой личности с силой топорного обуха. В любом случае работа, мало кем понятая, заслуживает определенного внимания.
Жаль, что Шевчук сотоварищи скорее вернулся затем к написанию традиционных для него по структуре альбомов. Положение изменилось ближе ко второй половине 00-х. Но основы заложены в конце 90-х гг., когда современной одноразовой жизни было дано столь мощное музыкальное определение.
Оценка: 9

Brainstorm - Four Shores (2006)

Альбом латышской группы, прописавшейся в России на довольно длительный период. 
В принципе и большая история группы больше связана с Россией, чем с Латвией, ибо нигде так не уважают пошлейшее (большей частью) Евровидение, как у нас. Именно там Brainstorm и засветились, заняв 3-е место при 12-м "Мумий Тролля", защищавшего тогда честь России (сам не ожидал столь пафосного определения). При этом некоторые музыкальные "критики" тут же с последним "Мозговой штурм" и сравнили. Однако это сильно не так. Принесший популярность диск "Online", кто его послушал, скорее отсылает к каким-нибудь Coldplay и к британской музыке вообще. Очевидно, что музыканты рассчитывали покорить европейскую публику. Но оказалось, что самый крупный хит Maybe более востребован в России. Стоит заметить, что к этому моменту латыши выпустили едва ли не с пяток альбомов на латышском, а англоязычные релизы были более-менее популярны в Скандинавии и Польше. Но Россия оказалась вполне соблазнительной как в коммерческом, так и в чисто популяризаторском смысле.
Вот и на данном релизе, не оставив амбиций покорить англоязычными песнями Евросоюз, музыканты во главе с солистом Ренарсом Кауперсом поместили аж две русскоязычные песни. Они, кстати, стали лучшими на пластинке - Ветер и Ты не один. В целом же это неторопливая, слегка меланхоличная инди-рок-музыка с хорошим мелодическим началом.
Оценка: 7

Бонус (не-рок):
Эдуард Артемьев - Территория любви.
Музыка из кинофильмов Никиты Михалкова (1995)

Удивительно, но главные достижения Эдуарда Артемьева в формате CD не переиздавались, зато благодаря мощнейшему пропагандистскому и лоббистскому таланту Никиты Михалкова музыка нашего выдающегося композитора к его фильмам была издана аж на двойном CD.
Тем не менее, не признать этот альбом отличным нельзя. Где-то пришлось читать, что Артемьев не смог доныне создать ничего стль же выдающегося, как музыку к "Сибириаде", ремикшированную группой ППК (PPK). Надеюсь, что никто не прислушался к этому возмутительному утвержеднию. Причн не прислушаться как минимум две: первая - Артемьев никогда не ставил целью написать именно мелодии. Надо помнить, что он считается одним из основателей (не только в России, но и в мире) музыки эмбиент, а спорить с тем, что в данном стилде мелодия не главное - глупо. А вторая причина - запоминающиеся мелодии наличествуют в его творчестве именно в фильмах Михалкова. Самыми отъявленными примерами стали "В городском парке" из "Родни" (широкой публике более известен вариант Валерия Леонтьева в песне "Дельтаплан") и финальная композиция из "Свой среди чужих...".
Но еще раз подчеркну, что мелодическая составляющая - не главное достоинство музыки Артемьева. Собственно, он одним из первых обратил внимание, что электронная музыка обладает гораздо большим потенциалом иллюстрирования, нежели т.н. "живая". Отсюда и название одной из главных его пластинок - "Картины настроения". Данный альбом демонстрирует эту истину не в меньшей степени. При этом Артемьев, сохраняя свой электронный почерк, шел в соответствии с требованиями кинематографического материала и его режиссера. Поэтому в "Родне" он активно использует едва ли не балалаечные переливы и народные гармонии. В "Урге", естественно, используется традиционная монгольская (восточная) музыка. Но самым выдающимися, на мой вкус, его саундтреком стала "Раба любви". Мотивы дореволюционной России, "ветра перемен" и лирической линии фильма органично сплелись в его музыке - иллюстративной (кинематографичной) и вполне самостоятельной в то же время. Современный музыкальный киноязык стал как-то менее интересен... остается наслаждаться старым кино с прекрасной музыкой - без вариантов лучшей киномузыкой в мире.
Оценка: 9
Категория: О прослушанном | Добавил: smidmi79 (14.07.2012)
Просмотров: 658
Всего комментариев: 0
avatar
close