Radiohead - A Moon Shaped Pool (2016)

Очередной диск знаменитого оксфордского не то квинтета, не то секстета (если считать их бессменного продюсера Найджела Годрича) получил противоречивые отзывы в России. На наш скромный вкус, совершенно напрасно. Если в чем и можно упрекнуть музыкантов, так это в бОльшем перфекционизме, чем в экспериментаторстве, которого каждый раз от этих англичан ждут как от едва ли не единственных небожителей современной альтернативной музыки. Насколько серьезны претензии к диску - в этой рецензии.

Оценка 9,5

Довелось прочитать редкий (как выяснилось позднее, не такой уж редкий в нашей прессе), но в общем обоснованный негативный отзыв на новый альбом "радиоголов".

Основные тезисы: 1) фактически рецензии на новые альбомы группы пишутся нынче ее же поклонниками (рядовыми)

2) У этих поклонников заранее готов ответ на вопрос, почему на альбоме нет песен- хитов по-нашему (чтобы полюбить Рэдиохэд, надо послушать их альбом несколько раз - лучше пару десятков)

3) Том Йорк не тянет в качестве двигателя.

4) вывод: оценка альбома вытекает из прошлых заслуг, нежели из его всамделишных достоинств...

Когда я читал эту рецензию - у меня ещё были сомнения, хорош новый релиз гениев современной музыки или это фэйк. После неё - сомнений почти не осталось. Диск вернул группе пошатнувшееся было после предыдущего альбома реноме лидеров альтернативного рока. Применив доказательство от противного, попробуем аргументировать:

1) Поклонники - это же всё-таки не фанаты, а потому способны на адекватную оценку. И критики, кстати, принадлежат к той же категории - у большинства есть какие-то предпочтения. Проблема Рэдиохэд только в том, что они никак не превратятся в олдскул, оставаясь группой актуальной. В эпоху, когда фавориты что критиков что меломанов меняются едва ли не раз в месяц, такой островок творческой стабильности в музыкальном мире кажется нонсенсом, поэтому и тянет списать его на идолопоклонство. При всем уважении, например, к U-2, со времён All that you can leave behind они стараются быть модными, но актуальными и современными не становятся... При этом многие другие ветераны, тоже выпуская новые и очень качественные альбомы, также удостаиваются в основном номинации камбэк года. А это сомнительный комплимент. Рэдиохэд термин "ветеран" не клеится. Во всяком случае сейчас. А это уже аргумент в пользу группы и нового альбома.

Альбом при этом содержит типовые рэдиохэдовские черты пост-компьютерного периода. Формальное присутствие песенной структуры и отсутствие хит-синглов - одна из важнейших. Помнится, EMI выпустила не так давно аж двойной CD лучших песен группы - дослушать его до конца я не смог. Возмущала дисгармоничность составления этого сборника - альбомность была то ли привычнее, то ли концептуальнее... Не знаю, почему, но эта концептуальность бьёт куда-то в подсознание. Во-первых потому, что традиционные критерии типа "нравится-не нравится" или напевание понравившейся мелодии здесь неприменимы. Просто не покидает чувство, что ты чего-то не услышал с первого раза. И переслушать тянет не потому, что все вокруг говорят, с какой гениальностью мы здесь имеем дело, а потому что преследует чувство беспокойства отчасти сродни тому, когда выходишь из дома и не помнишь, выключил ли ты утюг. И надо бы вернуться, пусть и не хочется. Обожания в этом нет - просто необходимая часть тебя, от которой ты обычно уворачиваешься, засела в этой музыке и покоя не даёт. И чем дальше слушаешь, тем больше засасывает... Новый альбом - не исключение, а правило.

Но маловато было бы, если бы оксфордчане просто копировали этот приём в каждом своём релизе. При всей своей узнаваемости они остаются неповторимыми - классический пример с Kid A подтверждает это своеобразное правило. Но и A Moon Shaped Pool тоже в этой струе. Но... Что-то такое мы уже слышали на In Ranbows или Amnesiac. Тем не менее ощущения другие - там была рок-группа, заигрывающая с электроникой. Интересно, изящно, завораживающе. Теперь иначе - Радиохэд играет рок в электронных структурах. Сэмплов по минимуму - они сместились в сторону перкуссии. Ритмические движения стали и роком, и упорядоченным эмбиентом, а то и даунтемпо, босса-новой и свингом. Гитара Гринвуда даёт теперь не только струнные переборы, но и настоящие гитарные соло. Но это не продюсерские приёмчики и примочки, которыми грешат очень многие рокеры. Впечатление остаётся гораздо более цельное. На таком фоне голос Тома Йорка и вправду звучит консервативно, но разве он должен запеть как Басков? Да и если вслушаться, то главное - это эмоции, и они, к счастью, есть (к слову мне показался в новинку spoken word, и очень небанальный).

Вывод: прошлые заслуги отменить невозможно, но важнее меняться, сохранив свою суть. С этим Radiohead справились на отлично.

Категория: О прослушанном | Добавил: smidmi79 (03.09.2016)
Просмотров: 343
Всего комментариев: 0
avatar
close