Прослушка 56. Отечественное
Музыка
Илья Мазо - Синглы
Из списка, рекомендованных Афишей отечественных артистов. Авангардный электронный минимализм около idm и ambient и дабстеп. Тексты, кажется, и значения не имеют - то ли сюр, то ли абсурд, то ли эзотерика. Но главная фишка - всё-таки вокал, который то ли из оперы, то ли с церковного клироса. Принципиально ничто из этого авангарда пока не зацепило, но и песни пока найдено четыре - Евфрат, Шкода, Весны слуга, Ария Таракана.
Оценка 7

Рашид Бейбутов - Лучшие песни
Если не считать Муслима Магомаева (тот хоть и из Баку, но как-то не укладывается в понятие "азербайджанский"), то в главных азербайджанских певцах ходит Полад Бюль-Бюль оглы и теперь уж малоизвестный Рашид Бейбутов. Обоих отличает ярко выраженная приверженность национальной музыке, которую они привносят в эстрадные номера.
Но Бейбутов в чем-то поколоритнее голосистого последователя. Ещё с детства помнится "девушка - полумесяцем бровь", и есть в ней какая-то восточная не то радостная грусть, не то печальная ирония... Игривость и драма расставания с восточными мотивами.
Примерно та же жалостливая интонация не вполне удачливого ухажёра в следующем же шедевре под названием Почему. Любимые глаза - ещё один лирический шедевр. И совсем уж щемящая Песня любви без тени иронии и игры. Особая прелесть - Русский снег - об азербайджанце в зимней Москве. И национальные азербайджанские инструменты и пение - как "иностранец в Париже". Прекрасный контраст...
Впрочем и соцреализм в наличии - про нефтяников и их дружбу, например - не особо интересные, но с некоторыми шикарными оборотами (все отдал - богаче стал, что сберёг - то потерял), Горсть земли - о моряках (нечто джазовое). Но и здесь шикарные восточные вокальные переливы. Как и в совсем уж азербайджанском Продавце халвы. Как никак тоже трудящийся.
Не чурался певец и мотивов других народов - украинского (Песня про рушник), русско-цыганского (Только раз), грузинские (песня о Тбилиси).
Сладкий чувственный голос с годами приобрел, конечно, оттенок ретро, но по-прежнему шикарен.
Оценка 8

Андрей Миронов - Андрей Миронов (1983), Жизнь моя - кинематограф (1996), Неизвестный Миронов
Андрей Александрович - безусловный гений советского кино и, как выясняется, советской эстрады. И в то время, оказывается, почти безголосый певец мог оказаться суперзвездой... Но это не критика, а комплимент, потому что сам Миронов публично иронизировал над собой, рассказывая интермедию про свое детство, в котором то ли Блантер, то ли Богословский саркастично высказывал маленькому Андрею претензии относительно его вокала, но добавлял: Не можешь петь голосом - пой душой. И Миронов следовал этому завету, ибо души у него хватало и на трагедию, и на комедию, и на философскую грусть. А на отсутствие вокала никто и внимания не обращал - артистизм искупал этот маленький недостаток. И пусть большие диапазоны Миронов не брал, зато каждая фраза исполнена порой с такими пируэтами! И не только в пении, но и в пластике движений, мимике, которые не утрачиваются даже без картинки.
Есть и ещё одна черта в его песнях... Занятно, что она позволила понять и его актёрское амплуа. Это неизменная романтика - усталая, циничная и одинокая у Бендера, министра-администратора, а отчасти и Водинара (Песня Остапа, О, Рио, Рио), ностальгическая в циклах песен в стиле ретро (а их дикое множество - от Джона Грея из 20-х до оттепельных типа френкелевских песен), водевильная или ловеласная (Соломенная шляпка, Небесные ласточки, Лев Гурыч Синичкин...), плаща и шпаги (О бедном гусаре замолвите слово и Достояние республики) и чудаческая (Блондинка за углом, Сказка странствий, хотя он там почти не пел и, конечно, последний суперхит советского кино без "чернухи" Человек с бульвара Капуцинов). Что будет, то будет - оптимизм Миронова и вправду пережил его самого... Можно слушать и отдельно, особенно в сборнике Неизвестный Миронов.
Оценка 8,5

Слава КПСС - Чудовище, погубившее мир (2020)
Русский... Да и не только русский рэп - уже лет 20 как заслоняет все приличное и неприличное в музыке. А знаковым событием становятся не альбомы, а события, про одно из которых где-то брякнули, что оно разделило мир на до и после. Это, конечно, баттл Оксимирона и Гнойного с сенсационной победой последнего.
И Оксимирон тем не менее продолжил существовать как самый главный русский рэпер до эпохи Моргенштерна. А Гнойный коматозил где-то, как казалось, на периферии. Но, как выясняется, связано это не с популярностью, а с невиданным нонконформизмом последнего. Потому как парень сознательно выступает под разными псевдонимами, отказываясь от брендирования своего имени.
Слава КПСС - один из них. Чувства противоречивые - с одной стороны, пофигизм (мягко говоря) доходит до степени отсутствия какой-либо самоцензуры и брендовости: дикое количество мата без крайней необходимости, отсутствие каких-либо стилистических музыкальных рамок от хип-хопа и даба (заглавная, Мертвый игрок, чдпбл) до синти-попа (Лёд выдержит) и хауса (Чучело) и отсутствие идентичности в имени и тематике текстов... Хотя, пожалуй, агрессия ко всему и вся, но какая-то она не... тупая. И, скорее, экзистенциальная - социальная критика, если и есть, то будет надуманной, консьюмеризм из арсенала условного 50 cent - не его тема, политика - тем более... А агрессия, скорее, в форме брезгливости и пронизывающего весь час звучания отчуждения и одиночества.
Лучшие треки: Лёд выдержит, Могилам 2, Остров (дичайшая трагическая сентиментальная попса), Ни надежды, ни бога, ни хип-хопа.
Оценка 8

Комсомольск - Ближний свет (2020)
Локальная сенсация российской независимой сцены не сказать, что сильно заслуживает этого звания, потому как нечто подобное ещё давно создает, например, проект Обедве или менее раскрученный Краснознаменная дивизия имени моей бабушки. . И вокал, что уже привычно, женский с эффектом двухголосия.
Стилистически это симпатичный инди-поп с кусками дрим-попа и даже диковатым количеством... медляков. Тексты - ностальгическая девичья грусть с ироническим прищуром.
Резюме: неплохой альбом, прилично для России спродюсированный, но вряд ли тянет не какое-то откровение. К тому же хитовым потенциалом обладают то ли все треки, то ли ни одного - наверное, мешает ломаная структура переносов музыкального слога на следующие строки... Но все же выделим отдающий трипхоповым ритмом Вавилон, сентиментальные подростковые Папины дочки, почти философский трек о двуличии человеческой натуры и желании быть другим Близнец (примерно о том же финальный трек Иванова). Весенний вальс - вообще привет Амели и персонально Яну Тирсену.
Оценка 7

Валерий Леонтьев - Лучшее (1982-1996)
Одна из главных звёзд 80-90-х годов на советско-российской эстраде. По прошествии лет кажется, что дутая - большая часть материала никуда не годна по мелодиям и аранжировкам. Хотя сам Валерий Яковлевич находился пока ещё в расцвете своей певческой формы. Но слышно это только на части эстрадных шедевров (где-то и с кавычками), в основном, но не только, авторства главной композиторской звезды 80-х Раймонда Паулса - Вероока, Затмение сердца, Исчезли солнечные дни, Поздно, Полюбите пианиста, Вернисаж, Зелёный свет. Последние две меня даже раздражают - гениальность текста Вернисажа я не в силах понять, а Зелёный свет раздражает... неизвестно чем. По тексту - любовь к жизни, а по музыке - спешка в неизвестность, бег ради бега, который, честно говоря, пугает... Да вдобавок ритм больше нервный, чем эмоциональный.
Впрочем, номера типа Разноцветные ярмарки (эта претендует даже и на некую философию - финального карнавала, поэтому неслучайно возникла в Полетах во сне и наяву) совсем неплохи. Как и почти трагическая вещь Доктор Время и почему-то противоречивый Грешный путь, в котором эмоциональный вокал певца компенсирует кривую поп-мелодию.
Занятно, что при написании рецензии приходит мысль, что у Леонтьева можно зафиксировать какой-то даже и стиль, и индивидуальность. Может быть, он даже попал в застойное и постзастойное время как никто из наших попсовиков - разве что Тальков ещё, но и зашёл он с другой стороны и больше пел-писал о вульгарно-инфернальном восприятии истории, реже - современности. Леонтьев тоже вульгарен, но по-другому - более органично и без лишнего пафоса. Собственно, даже названия песен - Цирк, Кабаре, Суфлёр (изнанка высокого искусства), та же Ярмарка и клоунадный (чего уж там...) Зелёный свет - карнавальные. Есть в этом что-то бахтинское... Только карнавал вышел вроде пляски на костях, эскапистского трипа от слегка бессмысленной (надоевшей, грустной - нужное подчеркнуть или дописать) действительности или напротив невозможности вернуть это веселье. Так что Леонтьев - скорее, грустный клоун. Важная сноска - это один из образов певца, но самый яркий и, как кажется, соответствующий внутреннему миру певца.
Правда, есть и более светлый, лирический образ, но тоже из области ухода от сего мира - лучшая его песня Дельтаплан. Правда, и написана не средней руки композитором, а именно Эдуардом Артемьевым (любопытно, а давал ли он разрешение на использование своей музыки для песни...). Или крылатовская лирическая Я люблю тебя.
Странно, что почти все написанное - вроде бы позитивно по отношению к певцу. Вот только восприятие его из 80-х как суперзвезды поменялось на восприятие из 2020-х: а за что он супер? Правда, помнится и родительская шутка из конца 80-х: Скинуться бы всем нам на штаны для Валеры, а то уж больно стыдно такому человеку в рваных ходить.

Валерий Гаврилин - Анюта (1986)
Уникальный во всех смыслах балет. По легенде он родился не в голове Гаврилина как автора музыки, а в голове Александра Белинского, который услышал один из гаврилинских вальсов, навеявший ему чеховские мотивы. Он и уговорил Валерия Александровича на создание балета. Впрочем, создание - сильно сказано, потому что родился он как компиляция из музыкальных фрагментов, написанных композитором. Гаврилин потом говорил, что он и не представлял, что может написать балет, фактически разделив авторство с Белинским.
Тот создал с Васильевым и Максимовой телеспектакль, а уже потом балет перешёл на сцену. Увы, но на музыкальных носителях он до сих пор не вышел...
Тем не менее, даже в телеварианте музыка и лёгкая, и трагичная, и сентиментальная и глубоко русская. Конечно, в первую очередь это проявляется в Большом вальсе, но даже в знаменитой тарантелле слышится русская бесшабашность. Стоит отдельно отметить отменно сделанную механику бюрократической машины. Но слушать лучше целиком, потому что несмотря на первоначальную разрозненность фрагментов, музыкальная драматургия не аморфна, хотя и могла...
Оценка 9,5

Лика - Больше, чем любовь (1996)
Лика, как оказалось со временем, по-прежнему высоко держала знамя российской электронной музыки аж до 1996 года. Почти (но не полностью) отказавшись от агрессивного техно первого альбома и мутноватого транса предыдущего Лика пошла в актуальную клубную среду, где господствовал (и по сию пору тоже) хаус, ну в крайнем случае хэппи хардкор и родила не только ребёнка, но едва ли не главный хит того года среди эстетствующей публики Одинокая луна. Чувственный эйсид-хаус (ну или модный тогда, благодаря стараниям "Детей" Роберта Майлза, дрим-хаус). Может, потому что все остальное было объективно не столь... мощно, поэтому и не сохранилось в анналах. Тем интереснее сейчас слушать такие симпатичные треки как Последний дюйм (слегка эротичный почти лаунж), дрим-хаус-ремикс на Би Би Такси, хэппи хардкор Больше, чем любовь... Притом, что отдельных представителей этих стилей особо слышно не было, то Лика, выходит, была электронным авангардом на фоне остальной попсы. Разве что по-настоящему таких претензий на диске вообще нет. Да и правильно - в конце концов, девушка взяла на себя миссию не первооткрывателя, а экспортёра музыкальной моды и гнуть понты насчёт своей модности вроде бы не планировала. Но получилось даже мило. Парадокс в том, что знаменем модной электроники и прочей поп музыки именно на этом альбоме Лика быть перестала. Притом что новые герои были не очевидны, хотя и записали с ней этот альбом (Постовалов и Грув).
Оценка 7

Труд - 2011 - 1.
Классический панковский альбом - короткий, но быстрый, агрессивный, нонконформистский, записанный в полуподвальном помещении - Sex Pistols обзавидуются. Впрочем, всего минут на 15. Пожалуй, ещё и экзистенциального о ненависти здесь больше, чем социального, а депрессивного больше, чем прогрессивного.
Лучшие треки: их и всего-то пять... Ну пусть будет Друг.
Оценка 6

Лика - Я (Нокс-версия) (2001)
Может, даже и лучший альбом Лики, по какому-то недоразумению даже в лучших проявлениях не оценённый вроде бы вообще никем. Есть, конечно, откровенный плагиат (или просто сэмпл) с I Want You Мадонны (Я вспоминаю тебя как снег), но в остальном это очень симпатичный танцевальный инди-поп с вполне живыми гитарами и не такими уж дурными текстами (с ними у Лики проблемы были более-менее всегда) про зрелую (по-юношески не экзальтированную) любовь. Исключение в виде love me тоже есть, но оно вроде и подчёркивает контраст с другими песнями - не столь прямыми. Пожалуй, условный пролёт вышел с синглами - Падай при интересной аранжировке вышел не больно хитовым, а Снова и снова (да и ла-ла в припеве слушается немного нелепо) и Ветер вышли для испорченной Руки вверх публики сложноватыми. А есть ещё В огне, На прозрачном корабле и... ну пусть будет и Я таю. Слушать их можно и сейчас.
Оценка 7,5

Лика - Падший ангел (1994)
Совершенно необязательный альбом Лики в стиле транс. Отметить можно разве что стремление девушки быть актуальной и модной. В остальном довольно вялая работа с как бы сексуальными текстами, но... Слишком уж очевидна манера Мадонны в Эротике. Спасает лишь пара вещей - уже прозвучавшая на Рэпе Пусть пройдёт дождь и дуэт с Пресняковым-младшим в оригинальной версии Падшего ангела, но лишь частично.
Оценка 5,5

Лика - Rap (1993)
По своему времени революционный диск, первая половина которого это модный уже тогда хип-хоп и собственно рэп. Почему-то напоминает тогдашних фаворитов New Kids On The Block и Technotronic. Но в то время это мало кто замечал, так что для молодого, не избалованного интернетом слушателя это была моднейшая вещь. И что не песня, то хит - туповатый вроде б рефрен Би Би Такси распевался на раз, Хэй, диджей стал визиткой соответствующей профессии, Позвони в Африку отмечен даже теми самыми африканскими звучками, но мировоззренческим номером стал, конечно, Хип-хоп блюз - примитивная, но умиляющая лавстори о том, как важно не терять свой стиль.
А вот вторая часть - вообще по тому времени бомба. Стиль - техно. Да ещё в не потерявшей актуальности теме космоса. И, помнится, лично я ждал, когда же покажут, наконец, клип первой пятилетки 90-х - Пусть пройдёт дождь. И даже сейчас слушается вполне себе.
Оценка 8 (хотя объективно 6,5)
Категория: О прослушанном | Добавил: smidmi79 (01.09.2022)
Просмотров: 68
Всего комментариев: 0
avatar
close