Зигзаг удачи

реж. Эльдар Рязанов

В ролях: Евгений Леонов, Валентина Теличкина, Ирина Скобцева, Готлиб Ронинсон, Евгений Евстигнеев, Валентина Талызина, Георгий Бурков и др.

СССР

1968

Оценка 7

Фотограф Орешников (Евгений Леонов) мечтает стать большим фотохудожником и приобрести фотоаппарат. А дело происходит накануне Нового года, а, значит, время чудес. И чудо случается - на взятые из кассы взаимопомощи деньги Орешников покупает облигацию и та выигрывает 10 тысяч. Что делать с деньгами? Ответ очевиден, но выигрыш порождает цепь событий, в результате которых симпатичный фотограф своего выигрыша лишается...

Эльдар Рязанов - главный спец по новогодним комедиям, в которых советское кино пыталось перещеголять американский рождественский комедийный тренд. Ну, по крайней мере, создать ему альтернативу. И получилось - рождественские фильмы народ у нас полюбил средней, а вот новогодними зимой забит эфир всех наших телеканалов.

Ирония судьбы, Карнавальная ночь, Чародеи и многие другие. Первые две - тоже ведь продукт рязановского гения. Зигзаг удачи - далеко не фаворит в борьбе за телерейтинги, но внимания все же не лишена. Почему именно Эльдар Александрович? Может, Фрэнка Капры насмотрелся и прочей рождественской классики, но, к счастью, копиистом Рязанов не стал. Его комедия стала истинно советской. И к Зигзагу это относится в полной мере.

В первую очередь, приметы советской жизни - выполнение плана, вплоть до обессмысливающих его выполнение расходов, касса взаимопомощи, нещадно рекламируемые облигации 3% займа и т.п. А говорить об исключительно советских ценностях даже неловко - рвут все швы с треском - коллективизм, не в деньгах счастье, а в их равном распределении. Наконец, это излюбленный жанр 50-60-х - производственная комедия, специфичный именно для нашей тогдашней действительности.

Есть и несколько типичных представителей советского кино - обаятельный пьяница Петя (Георгий Бурков), женщина-вамп по-советски, которая тяготится советской реальностью (Ирина Скобцева), общественно активная незамужняя женщина и при этом не то, что не феминистка, а и вовсе "консерваторка", да ещё и дочь военного и уж совсем советский добряк-фотограф, побеждающий в конфликте хорошего с лучшим самого себя...

Правда, комедия больше получается о людях. Потому как актерский состав - почти гениальный (особенно хорош умеренно циничный Евгений Евстигнеев). Да и Рязанов всё-таки добавляет сатирических фитилей - и плану досталось, и квасному патриотизму (мультяшный пролог Хитрука), и странноватой кассе взаимопомощи, породившей удачливо-неудачливого фотографа-коррупционера... И единственным огорчением становится нереализованная творческая мечта... В этом смысле Рязанов пошёл дальше другого своего производственного фильма - про жалобную книгу - и разбавил благостную новогоднюю картину не только творческим, но и любовным разочарованием, приблизившись к будущим трагикомичным шедеврам. Так что стоит смотреть эту картину уже даже затем, чтобы убедиться, что Рязанов не сразу сложился как главный советский сказочник, а долго и упорно к этому продвигавшийся.

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (28.05.2017)
Просмотров: 529
Всего комментариев: 0
avatar
close