Зеленый фургон

реж. Александр Павловский.

В ролях: Дмитрий Харатьян, Александр Демьяненко, Борислав Брондуков, Александр Соловьев, Виктор Ильичев, Регимантас Адомайтис, Эдуард Марцевич, Константин Григорьев, Армен Джигарханян (текст от автора)

1983

СССР

Профессор Патрикеев (Эдуард Марцевич)

Революционно-романтический детектив о первых годах советского угро в Одессе.

Иногда случаются странные казусы с популярностью тех или иных фильмов, книг, музыкантов. К примеру, Не могу сказать прощай, 50 оттенков серого и Стас Михайлов. Почему они популярны, остаётся загадкой массового вкуса. Чуть меньший градус непонятности успеха, но всё-таки, у Зелёного фургона.

Столица самогоноварения Севериновка и ее жители

Во-первых, он все время мечется между смешным (вернее, забавным) и трагичным, не прибившись в итоге никуда. Во-вторых, сценарий скачет от зарисовок первых лет советской власти с неизбежным и наивным бардаком к сатире на украинскую деревню, романтике юности с ее футбольной энергией или гротескному криминальному миру. И как-то все это получается фрагментарно и обрывчато. А вроде бы логичный в таком раскладе комментарий оказывается немного высокомерным и к героям и к зрителю, разжевывая события до уровня пропаганды и едва ли не лозунгов. Впрочем, он остаётся, к счастью, вполне литературным.

Конокрад Красавчик (Александр Соловьев)

Но если мы будем смотреть на фильм как настроение и галерею актёров-образов, то тогда мозаика будет складываться чуток иначе. Так или иначе мир после революции в определённом смысле и должен быть разорванным. Поэтому существование в полукриминальном и не изжившем социальных катаклизмов пространстве между городом и деревней романтичного и горячного юноши из семьи буржуазной интеллигенции, хитроватого прагматика-крестьянина и философа-рабочего не так уж и абсурдно. Тем более что кастинг попал до удивления в цвет. Харатьян немного вырос после юношеского максимализма Розыгрыша, но в целом найденной там манере не изменил, добавив краску наивности своему герою-гимназисту Володе Патрикееву. Борислав Брондуков, нечасто играющий главные или окологлавные роли, с его характерным украинским выговором и простоватой внешностью идеально стал жителем одесского пригорода Севериновки, славного своим самогоноварением.

Наводчик и Червень (Лев Перфилов и Регимантас Адомайтис)

Отдельная тема с Александром Демьяненко, жизнь которого банально разделилась на "до" и "после" гайдаевского Шурика. Причём в отличие от многих других звёздных историй "после" оказалось трагичнее для актёра, чем "до". В этом смысле роль Виктора Прокофьевича Шестакова претендовала даже на роль этапной. Чудаковатый бывший рабочий-наборщик типографии - совсем непрактичный и по натуре (а не по статусу) интеллигентный очкарик настолько же рассудителен, насколько и подвержен идеалистическому восприятию мира, с трепетом цитирующий блоковские Двенадцать, в его исполнении органичен, неся в себе черты его прежних героев, но как бы отыгранных в сторону искренней веры пролетария в способность быть другим... да простите меня за сленг, более продвинутым, а заодно желающим продвинуть окружающий мир.

Первые советские сыщики (Александр Демьяненко, Дмитрий Харатьян, Борислав Брондуков)

В результате, более несуразного и не профессионального набора сыщиков найти трудно и в литературе и в кино. Поэтому закадровое замечание про классовое сознание Шестакова, которое служит порукой в революционном правопорядке, в данном случае не так уж глупо, хотя и идеологично.

Есть и ещё один тезис, привлекательный в оценке коллизий фильма, высказанный одним из (отрицательных) героев - мир вывихнут. Рабочий философствует, гимназист ловит жуликов, футболист крадет коней и т.д. Но эта мысль как-то не доведена до конца и кроме правильных лозунгов мало чем подкреплена.

Медвежатник Федька Бык (Виктор Ильичев)

Другое дело, что, помимо интересного набора героев (по эстетике, впрочем, тяготеющего больше к нэповской картине мира) надо отметить чуть более спокойное, совершенно непафосное, в чем-то даже глубоко частное изложение вроде бы горючих событий. Это вам не Прокофьев или Шостакович, а эстрадник Дунаевский, причём Максим, написавший полухитовые шлягеры к фильму (20-й год, Ты где июль) и неплохую основную музыкальную тему, но явно уступающие его же "мушкетёрам" и даже "Карнавалу"

Однако ж все достоинства картины все равно остаются чуть выше среднего - уж больно ненатуральный при всем этом Червень, да и вся подпольно-привозная Одесса, которые получаются чрезмерно идейными бандитами, которым тесно с Советской властью. Перековка Красавчика и Быка (хотя Виктор Ильичёв не так и плох) тоже слабовато вытекает из логики событий. И многое другое. И пусть фильм смотрится и даже пересматривается, но чем он так берет зрителей - все равно неясно.

Мирный финал...

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (03.09.2016)
Просмотров: 575
Всего комментариев: 0
avatar
close