Взрослые дети

Реж. Виллен Азаров
В ролях: Алексей Грибов, Зоя Федорова, Александр Демьяненко, Лилия Алешникова, Всеволод Санаев 
СССР
1962
Оценка 7
О переселении из общих ульев в личные гнёзда.
Молодые супруги-архитекторы Виноградовы живут у вышедших на пенсию родителей невесты. Вечный конфликт отцов и детей в контексте советского труда и быта. 
 
Если бы это была история рабочей семьи, то вышла бы Маленькая Вера (собственно, она и вышла), Но зачем все время лепить трагедию, если можно (как бы) интеллигентно над этим посмеяться. 
Впрочем, маленько достоверности и психологии совсем не помешало бы. Бытовые зарисовки типа пропавшего цветка - ещё вполне достоверны, а вот, к примеру, поход на пляж - свидетельство недалёкости вроде бы человека с высшим образованием, хотя и показывают разницу предпочтений молодежи и людей постарше. 
Правда, есть и сатирическая политическая цитата (почти крамола) - "я всегда была за мирное сосуществование". Но при этом всё-таки раздельное. Забавно, что именно в этом и может крыться настоящая крамола - в момент, когда фильм сдавался, была явная нехватка жилья для молодых семей... Впрочем, не так уж это и критично. С идеей роста благосостояния человека при социализме это не расходится. 
Да и надо признать, в целом это довольно примитивная подача вечного конфликта отцов и детей. Увы, но, если бы хоть кто припер железного коня в квартиру, да ещё заместо запланированного гарнитура, точно удостоился бы скандала, причем с вполне справедливым рукоприкладством. Да и эпизод с соседским мальчишкой (при всей условности любого кино, а тем более комедии) слегка надуман. А молодожёнам это вполне сходит с рук, во что верится с трудом. По сценарию выходит, что молодые, хотя и трудоспособны, но безалаберны и безответственны. А пенсионеры занудны (временами) и страдают излишней опекой. Просто Взрослые дети продемонстрировали лишний раз эти стереотипы, но в не в агрессивном и даже в добром варианте.
Тем не менее, это было бы не так забавно и интересно, коли бы не несколько новаций. Во-первых, достоинство даже самых захудалых по сценарию советских картин - это актеры, которые бьют зрителя и мастерством и обаянием. К Зое Фёдоровой и Алексею Грибову это относится, прежде всего. А Демьяненко отрепетировал своего Шурика с точки зрения образа - комичного интеллигента. Кстати, до этого он был замечен в роли не самого приятного интеллигента (Карьера Димы Горина и Первый троллейбус), перевоспитанного рабочими. Тут он самодостаточный интеллигент.
А во-вторых, Взрослые дети вступают хоть и в неравную по масштабу, но вполне актуальную на тот момент дискуссию с Большой семьёй, которая даже в Каннах приз брала. Там ещё в духе большого стиля воспевание всего монументального (большое судостроение) и подчинение частного коллективному (семье, рабочему классу и т.д.), а интеллигенты через одного - подлецы. Вернее, он один, но их и всего-то двое по фильму. Важно: патриархи большой семьи Журбиных расставаться с трудовым прошлым не желают - все какое-то занятие им нужно (пусть даже сторожем - "ночным директором"). 
В "детях" все наоборот - заслуженный отдых пенсионеров для повышения культурного уровня, спальные районы для рабочей молодежи, отдельные квартиры... А в главных героях инженеры и архитекторы. 
Так что всего за десять лет советская действительность прошагала от патриархии и коллективности к продвинутой урбанизации и самостоятельности. "Прикол", что Большая семья была в цвете, а Взрослые дети - в чёрно-белом варианте... И это по-своему символично. Все его идеи прозрачны и понятны, а стиль прост как три копейки... Так что местами хочется проклясть паразитическую пенсию и вспомнить "покой нам только снится". Впрочем, кому как. Большинству кажется, что фильм мил. 
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (30.08.2019)
Просмотров: 258
Всего комментариев: 0
avatar
close