Понедельник, 20.11.2017, 16:30
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Вход на сайт
Поиск
Главная » Статьи » Кино-Театр

Выйти замуж за капитана

реж. Виталий Мельников

В ролях: Вера Глаголева, Виктор Проскурин, Вера Васильева и др.

СССР

1985

Оценка 7,5

 

Двое

Капитан-пограничник лет 30, холостяк, Александр Петрович Блинов (Виктор Проскурин) приезжает к матери в отпуск и должен передать посылку корреспонденту Елене Павловне Журавлевой (Вера Глаголева). Через её сложные отношения с соседом Кондратием Петровичем (Николай Рыбников), мамой (Вера Васильева), работой фотокорреспондента возникает (спойлер)...

Конкурент

Виталий Мельников - режиссёр почти незаметный ибо не такой культовый как Данелия, Рязанов, Михалков, не говоря уже о Тарковском, Германе и некоторых других гениях советского кино. С другой стороны, Мельников - режиссёр в подлинном смысле советский (и отнюдь не в негативном), потому что вместе с другим ленинградцем Авербахом и москвичом Панфиловым снимал и сюжеты и людей из советской актуальности, даже если обращался не к драме типа Отпуска в сентябре или Старшего сына и не к классике вроде гоголевской женитьбы, а к жанровым фильмам, будь то комедии - Начальник Чукотки или Здравствуй и прощай или же, как в данном случае, мелодрама.

Мама (Теща?)

Вот и штатный мелодраматический сюжет, да ещё и под лирическую тему Исаака Шварца, в руках мастера превращается в нечто большее. В первую очередь, в выводе на арену архетипа рыцаря в новых условиях и с новыми качествами. При этом персонаж Проскурина становится, в отличие от эпоса Рогового об офицерах, куда более заземленным и реалистичным, к тому же образом хоть и прошлым, но живущим в настоящем. Классика проявляется здесь не только в защите чести, но и в опоре на традиции и принципы ("Честно служить ни о чем не тужить"), что для новой ситуации моральной неопределенности смотрится явным анахронизмом...

 

Поэтому, дабы придать значимость и не картонность своему герою, Мельников наделяет его ироничностью в произнесении уже утомивших на тот момент советских лозунгов, при этом не отвергая их правильности (вроде как: мы смеемся, значит, верим). А уж эпитет "настоящий мужик" превращает Блинова и вовсе в сказочного персонажа особенно на фоне сильно покореженного женского контекста.

Сценаристу Валентину Чёрных не впервые приходится изображать женщин, тщетно ищущих мужчин сильнее себя. Так уже было в Москве, не верящей слезам. Так происходит и в Выйти замуж за капитана. Елена - персонаж удивительный. С одной стороны, "без руля и без ветрил", ни в чем не проявляющая последовательности, с другой - она парадоксально последовательна в собственной же эмансипации и беспринципности, что в профессиональной, что в личной жизни. Отсюда её вынужденная практичность, граничащая с идейностью противостояния с мужчиной (это о попытке перещеголять своего бывшего мужа в ремесле фоторепортера). Не вполне сильная, совсем неуверенная, но точно самостоятельная женщина. И вот она - ее мечта, которая кажется и не мечтой вовсе, а чем-то настолько правильным, будто пришедшим не из этой жизни. Поэтому ее отношение к нему изначально насмешливое, затем - протестное, а в финале - (спойлер)...

Еще одна контрастная особенность - мужской фон. Хотя основное действие происходит в неназванном месте, исходя из наличия телевидения, можно предположить, что это одна из столиц. И мужчины в ней либо гомики (мужские поцелуи и т.п.), либо эгоисты... а третьего и не дано. Разве что к третьему типу можно отнести занятную отрыжку прежних времён в лице Кондратия Петровича (действительно небанальная роль, возвратившая из актерского небытия Николая Рыбникова).

Сосед Кондратий Петрович

Но Мельников и Черных, выводя рыцаря на авансцену современности, вроде бы иронизируя над самими собой, вытаскивают его  с периферии жизни (буквально с границы), где шансы стать генералом небольшие, невест нет, а в остальных местах браки теперь заключаются по расчету (социологи называют их партнерскими). Но все же фильм демонстрирует, что, несмотря на чудеса эмансипации и примирение женщин с миром нарциссичных мужчин, каждой из мелькнувших на экране дам симпатичен этот пограничник, будь то немолодая жена двух профессоров, рациональная переводчица и работник сельхозредакции либо же взбалмошная журналистка... Но вот смогут ли они преодолеть новую инерцию социума и жить вместе с "тяжелым характером"?

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (28.11.2016)
Просмотров: 81
Всего комментариев: 0
avatar