Война Анны



реж. Алексей Федорченко
В главной роли Марта Козлова
Россия
2018
Оценка 8,5

«Маленькая» война

6-летняя девочка после расстрела родителей (где-то в начале войны где-то на Украине) и предательства взрослых, пытается выжить в помещении бывшей школы, а теперь немецкой комендатуры.
Вообще-то Алексей Федорченко — главный постмодернист российского кино. Так что обращение к военной теме кажется нелогичным, как и изменение имиджа — из волосатого хиппи теперь он предстаёт украинским пожилым мужчиной и совсем не Тарасом Бульбой. Изменил ли он себе? Нет, конечно. Это по-прежнему экспериментатор. Но всё-таки в теме, которая лично ему близка — он с Полтавщины, где фашист далеко не несколько дней обретался.
Эксперимент этот, хоть и радикальный, но в кино уже встречался — когда-то Роман Полански подсмотрел войну в окошко в своём Пианисте. Но, несмотря на ворох премий, этот Пианист был какой-то недоделанный и сопровождавшийся словесными пояснениями, которых зрителя Полански лишить не смог. Но Федорченко обходится и без них, а угол зрения смещается из своего окна в не-свой камин. Слов в его кино почти нет — есть звуки, шорохи, скрипы и скрупулёзный как в химической лаборатории поиск формулы выживания. И выживает ведь не взрослый учёный, а маленькая (вроде бы) девочка. Но жизнь заставляет ее меняться — видеть цель, которая раньше могла не видеться. Так что это и очень уж крутая драма взросления. Поэтому и вносит режиссёр жирную точку в повествование — немецкую карту.
Драма взросления относит и к ещё одному источнику — Иди и смотри. Но Климов докопался через натурализм и до животного состояния человека на войне и до приобретенного им через жестокость почти старческого опыта. Федорченко видит в 6-летнем ребенке большого человека, которого война не убивает, а делает сильнее. Но в этом не Ницше (и не Климов), а антитезис к нему — выживание в ней разумно в большей степени, чем инстинктивно и зверино. Как ни странно, но именно Анна противостоит архаизации всего и вся. В смысле архаизации один из самых мощных эпизодов — странный и страшный рождественский карнавал смерти, не замечающий никого…

Анна Франк
Трудно однако ж не заметить и параллели с Дневником Анны Франк. И даже думается, что по главной мысли Война Анны — переложение его с Запада на Восток. Только пониженное в возрасте, лишенное людей (в смысле общения) и текста и сузившее пространство. Наверное, никакая книга (дневник) не способна передать ощущения… На них фильм и сосредотачивается.
Так что просмотр будет не из лёгких, но о войне ничего более сильного не выходило лет….. . дцать. Экзистенциальная повесть, может статься, и вовсе первая в российском кино.
 
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (19.07.2018)
Просмотров: 284
Всего комментариев: 0
avatar
close