Вид на жительство
Вид на жительство.

Реж. Питер Уир.
Австралия -США
В главных ролях Жерар Депардье и Энди МакДауэлл
1990
Оценка 8,5
 
Француз Жорж Форе и американка Бронте Пэрриш заключают брак по расчёту - ему нужен вид не жительство в США, ей - квартира в семейном доме с теплицей. И всё вроде хорошо, но бедолагой Жоржем интересуется миграционная служба, подозревая неладное. Поэтому Жоржу и Бронте придётся потрудиться, чтобы узнать друг друга получше.

Странная судьба у этой вроде бы непритязательной романтической комедии. Не полюбившаяся (почему, лично для меня загадка) ни зрителям (окупившись в прокате, она не заработала всё же больших денег) ни критикам (их рейтинг не запредельный, а треть вообще фильм поругала) картина почему-то отхватила аж два Золотых глобуса и пару номинаций на Оскар. Кстати, и выходила она в прокат как раз под Оскар в конце декабря... Сейчас она и совсем позабыта. А жаль - за 30 лет она только прибавила в актуальности. Как никак речь о союзе двух людей из разных стран, да ещё на фоне всяких там мексиканских стен и ограничения миграции в США при Трампе и навеки бесчувственной бюрократии.

Что же так не понравилось какой-то части зрителей тогда? Может быть, Депардье, который трудно считывался в целом консервативным американским зрителем конца 80-х - прячущий до поры до времени свою чувственность неуклюжий некрасавец-неудачник с криминальными шалостями, наделённый при этом, если верить второстепенным персонажам (подруге и родителям), каким-то странным, как кажется, детским обаянием, которое плохо вяжется с его неблагополучной биографией, к тому же списанной во многом с самого актёра. А он и буйный, и по-детски нежный, о чём, пожалуй, одна из лучших сцен фильма - игра на фортепиано в почти светской гостиной.

А, может, и сценарий не так хорош оказался - симпатии режиссёра изначально находятся на европейской (чувственной) стороне, а не на американской - рациональной и правильной. Ведь по существу Бронте - хоть и симпатичная, но ограниченная очень странной местами моралью - вегетарианка, закомплексованная под общностью взглядов с Филом в своей телесности, коей места в фильме нет вообще, но при этом рационально рассудившая, что в браке без любви нет ничего плохого, если это способно вернуть к эстетической жизни растения в теплице. Может, даже и неслучайно сценарий почти уравнивает Бронте с растением - красивым, но холодным, то ли в противовес, то ли в симфонии с Джейн Эйр.
Пожалуй, Уир (на мой вкус, прекрасный режиссёр и в поставстралийский период) красиво соединяет и в смысловом отношении переворачивает два масскультных мифа - Тарзан и Джейн (неслучайно в действие вводится Африка, но только цивилизаторская миссия у Джейн поставлена под сомнение) и, конечно, Красавица и чудовище, в которой чудовище растапливает ледяное сердце красавицы. И такой взгляд вроде б бьёт по американской гордости как лидеров Запада. Чуть раньше вышла более попсовая, но всё-таки неплохая и тоже австралийская версия такого взгляда - Данди по прозвищу Крокодил, в которой Нью-Йорк тоже не центр мира. У Уира, впрочем, это не эскапизм влюбленных к лону природы, а, скорее, наоборот - возвращение к человеческому инстинктивному (две ключевые темы из шикарного саундтрека Ханса Циммера так и называются - Инстинкт). И такое мягкое противление рациональности, наверное, не совсем легло на настроение зрителей. Тем паче, что юмор в Виде на жительство (название меня не очень волнует, но оно всё-таки корявое) в духе Я шагаю по Москве - лиричный гораздо больше, чем собственно смешной.


Критики же и в целом не жалуют жанр, особенно если он формально ближе к мелодраме, а тут не абы кто снимает, а когда-то ходивший едва ли не в гениях Питер Уир, ныне (и по его же признанию) ремесленник. Только есть ощущение, что именно в Зелёной карте Уир провернул обратный фокус к главной своей работе Пикник у Висячей скалы, где жизнь превращается в сон, грёзы... В Карте (она же Вид на жительство) он создаёт сон, грёзы (сны об Африке, музыка...), которые его герои хотят сделать реальностью. Пожалуй, почти и делают - это ведь и есть любовь, в выдумке которой и живут люди... Могут ли им помешать какие-то дурацкие законы? И да, и нет... В открытом для зрителя финале каждый найдет свой ответ.
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (01.09.2022)
Просмотров: 102
Всего комментариев: 0
avatar
close