Суббота, 22.07.2017, 03:41
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Вход на сайт
Поиск
Главная » Статьи » Кино-Театр

Вам и не снилось

Реж. Илья Фрэз

В ролях: Никита Михайловский, Татьяна Аксюта, Елена Соловей, Леонид Филатов, Лидия Федосеева-Шукшина, Альберт Филозов, Татьяна Пельтцер, Ирина Мирошниченко, Евгений Герасимов и другие

СССР

1980

Оценка 8

Роман и Катя

Один из лучших, если не лучший, советских школьных фильмов. Причём знаменитый детский режиссёр Илья Фрэз позволил себе выйти за рамки социального, противопоставив любовь не только традиции, но и долгу.

Правда, сама идея не нова и подсказана двумя классическими произведениями - Ромео и Джульеттой, разумеется, и неочевидно тургеневским романом "Отцы и дети". Но на то и классика, чтобы поверять ее современностью.

Первое вытекает из первоисточника Щербаковой, где главные герои зовутся Роман и Юля. Чтобы аналогия не носила столь обобщающего и уничтожающего, как у Шекспира, смысла (не хотелось цензорам отождествлять советское общество со средневековьем), в фильме Юля стала Катей. Тем не менее...

Татьяна (почти по Пушкину) и Михаил (почти Чехов, но не писатель)

Другая линия - поколенческая - прошла через отношения учительницы Татьяны Николаевны и врача-плейбоя Миши. Чудесным образом именно она проводит контраст между поколением любви и поколением разлуки. Но не только.

Парадокс ведь ещё и в том, что позиция детей в фильме показана хоть и не традиционалистски, но соответствующей советской, да и общечеловеческой морали. Позиция матери и бабушки явно ей противоречит - ложь и обман якобы во имя спасения, великолепная в своей абсурдности фраза "таких Кать у тебя будет миллион!", наконец, как апофеоз лицемерия: "Это порочная семья и порочная девчонка!". Фрэз тем самым показывает, что вопреки сложившемуся стереотипу, мораль и нравственная чистота больше свойственны именно молодым, а не старшим поколениям.

Директор теперь мыслит исключительно образовательными категориями (почти)

Фрэз, ещё и продолжает линию Юлия Райзмана из "А если это любовь?". Навряд ли под давлением цензоров, а больше с целью показать, что времена изменились, а прежние реакционные взгляды стали не открытыми, а именно реакционными, режиссёр иначе показывает и школу и родителей. Учителей явлено по существу всего двое - директор и помянутая Татьяна Николаевна. Но зато их психотип отработан Фрэзом идеально.

Кстати, именно директор воскрешает в памяти сталинский тип учителя по Райзману. Правда, советский классик и делал из них не характер, а довольно серую, но агрессивную массу, подавляющую личность ученика. Да и сами ученики были ему много интереснее. Но психотип директора тем и интересен, что оказался не железобетонным, а как бы эластичным, подвижным, сохранив свою "правду" как способ действия, мимикрирующий под новую реальность. Впрочем, лозунг "за умерщвление плоти до созревания души" может даже вызвать поддержку. Однако же больше в ее позиции не назидания и даже не насилия, а готовности отказаться от авторитета и давления в области воспитания. Как ни странно, эта пожилая женщина, внутренне не одобряя любовь даже в старших классах (вполне невинную, надо признать), способна ещё обьективно оценить действительность. Она больше напоминает персонажа из вышедшей годом ранее картины Меньшова "Розыгрыш" - немолодой учительницы, способной сохранить принципиальность, но и понимать молодых тоже. Правда, у Фрэза она стала гораздо менее обаятельной. И цель она декларирует не репрессивную ("то, что мы с вами видели, никакого отношения к этому (переводу в другую школу) не имеет". Истинная цель вуалируется образовательной. И замечательный ответ на фразу: А если это тот самый редкий случай (настоящего чувства)? - Тогда им ничего не страшно. И в этот момент роль зла окончательно переходит к матери Романа.

Тем самым, Фрэз отходит от институциональной трактовки деспотизма как социального явления, переходя к сугубо поколенческой интерпретации в духе вечного противостояния отцов и детей.

Мать Кати (Ирина Мирошниченко) и Татьяна Николаевна (Елена Соловей)

Особенно хорошо это заметно на судьбе классного руководителя Татьяны Николаевны самой сложной по характеру и потому интересной в фильме. И Соловей сыграла одну из лучших своих ролей - да, воздушную, наивную и по-своему трагичную, как и прежде, но гораздо более земную и психологически объяснимую. И если продолжить линию "А если это любовь?", то это как будто бы выросшая героиня Жанны Прохоренко, разочаровавшаяся в первой любви, к тому же "отягощенной" идеалами русской литературы... Вечная внутренняя драма наследия комплекса матери-одиночки и приобретённого комплекса матери-учительницы. Правда, в ее семейной драме больше интеллигентности.

Диалог о долге и любви

Именно интеллигентность мешает личному счастью Татьяны (литературное имя подобрал своей героине автор!) - Миша (Леонид Филатов) в нескольких фразах объяснил и игру Елены Соловей и суть ее персонажа "Как врач я раз во сто лучше Чехова, а в остальном избавь меня от этого сравнения", "Одно условие - ты будешь самой обыкновенной бабой...", "Не надо лепить из меня нечто прекрасное..." и т.п. Картину дополняет и история, как Татьяна Николаевна могла стать Рыженькой... Она и вовсе пордталкивает к мысли, что дело вовсе не только в литературе, дающей образцы вроде пушкинской Татьяны Лариной, а еще и в личном опыте, когда-то "испорченном" взрослыми, кричавшими о безнравственности, в то время как безнравственность скорее свойственна им самим, почитающим свой опыт (с "миллионом Кать" и сотнями "поклонников", а не тем, что ты "однолюб", о чем прямо заявляет Рома) за истину и отказывающимся оценивать его как негативный. "Старая дева с котёнком" остается со своим юношеским максимализмом и невозможностью принять мнение мамы... Удивительно, что её компенсация за собственную неудачу имеет позитивное начало - Роман и Катя должны воплотить то, что когда-то не удалось ей самой. Драма героини в том, что она не может отказаться от идеалов юности и литературы в пользу быта и несовершенства реальности... Но можно ли ее за это осуждать? Вряд ли, ведь тогда нам всем придется отказаться от идеалов. А это (вроде бы) неправильно.

Мама Вера (Лидия Федосеева-Шукшина)

Разумеется, антиподами для классного руководителя становятся мама Вера (великолепная роль Лидии Федосеевой-Шукшиной) и бабушка (редкая отрицательная роль блистательной Татьяны Пельтцер). "Мир без любимого" - привычное состояние этих женщин (по выражению того же Миши - самых обыкновенных баб). В другом фильме и по другому поводу было сказано еще жёстче: "Озверелые мещане". Впрочем, карикатурой и пародией здесь и не пахнет. Наоборот, эти женские образы пугающе достоверны в своём стремлении... наверное, выместить свои комплексы и ущербность. Это даже можно понять - на фоне Ирины Мирошниченко любая женщина почувствует уколы ревности (даже если она безосновательна). Другое дело, что они ищут не любви, а превосходства, а потому их внутренняя психологическая неуверенность трансформируется в тактику подспудного (или прямого) подавления. В качестве иллюстрации хорош эпизод, где с заносчивым лицом мама Вера проходит мимо пытающейся сказать: "Здравствуйте" Кати. Инстинкт собственника как мотив движет женой-матерью и бабушкой-тёщей (причем как в отношении мужа-тестя, так и в отношении сына-внука). Недаром Катя, чувствующая "неблагородство" отправки Ромы в Ленинград, трагично восклицает: "Долгом человека только вяжут!" И тут же дополнение к своим словам: "Только любовь вправе побуждать!" Пытающаяся оспаривать эту истину Татьяна Николаевна побеждается обезоруживающим аргументом: "Как Вы можете жить без любви?" Пожалуй, в этом и есть главное противоречие фильма - любовь и долг.

"Больная" бабуля (Татьяна Пельтцер)

Забавно, что большинство родителей должны бы даже узнать себя в этом корявом зеркале - ведь редко в какой семье встретишь понимание первой любви своего чада, даже если она не отягощена любовным прошлым родителей.

Как бы то ни было, но старшее поколение отнюдь не выглядит оптимистично - ни в условно положительном варианте (Татьяна Николаевна), ни в безусловно отрицательном (семья Романа). Оптимизм создателей "Вам и не снилось" потому куда как более логичен, чем пессимизм Щербаковой, ведь любовь должна побеждать... хотя бы в кино.

Стоящий в стороне от событий отец (Альберт Филозов)

Ну и рациональный вывод, пожалуй, в следующем: не навязывание своего опыта должно стать моделью поведения взрослых - равно как и не перекладывание на детей собственных комплексов. Но это на языке бытовой психологии, а вообще-то просто должно повезти, чтобы любовь была понята окружающими... Ведь счастье (вновь цитата из другого фильма) - это когда тебя понимают.

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (03.09.2016)
Просмотров: 93
Всего комментариев: 0
avatar