Утомленные солнцем 2
Культурный шок.
Настолько все по-новому михалковски и настолько все не по-старому из того же Михалкова, что даже не знаешь с чего и начать. Уже нет прежнего режиссера и актера Никиты Михалкова, а есть Председатель Союза кинематографистов и национальный гуру, каковым он, безусловно, себя ощущает. Плюсов у нового творения совсем мало, и о них скажем чуть позже. А теперь будем смаковать "минусы".
Самый большой и жирный из них - сценарий. А если чуть глубже, то идея снять продолжение "Утомленных солнцем" с самого начала вызывала большие сомнения. Во-первых, трудно предложить продолжение, когда два главных героя умерли - один расстрелян в 1936 году, а другой, судя по последним кадрам, покончил с собой. С семьей Котова тоже не все в порядке - мать, как писалось, умерла в лагере, а девочка Надя стала учительницей в Казахстане. И во-вторых, зачем делать продолжение к фильму, который этого не только не предполагает, но и не требует. Почему нельзя было снять фильм о войне с примерно тем же набором замыслов с новыми героями? Это понять трудно. Впрочем, о тех самых замыслах... С ними тоже образовалась масштабная дырка от бублика.
И это уже неподдающаяся критике режиссура, пытающаяся в эстетике фильма соединить сериал "Штрафбат", те же "Утомленные солнцем", "Спасти рядового Райана", "Титаник" и даже совсем недавно вышедший "Поп" Владимира Хотиненко (ученика Михалкова) и т.д. Естественно, что эстетика при таком противоречивом наборе превращается в комикс, состоящий из набора мало чем связанных эпизодов, отдельные из которых действительно хороши, но большинство вызывают и исторические и эмоциональные и кинематографические нарекания.  С самого начала смущает, что судьбой комдива Котова интересуется лично Сталин в 1943 (!) году. Дел у него других не нашлось, чтобы интересоваться одним из очень многих бывших генералов (Котов, к слову таковым не был), да еще будучи Верховным Главнокомандующим в мягко говоря непростой момент для страны. Или, например, эпизод, когда главная героиня Надежда Котова спасается на мине вместе с, как оказалось, священником в военной форме в исполнении С. Гармаша. И тот предлагает ей креститься, т.е. принять веру. После слабого сопротивления это происходит, а священник, сделав свое дело, добровольно тонет... Смущает меня "добровольно", когда и по сану ему полагается выжить, да и девчушке он скорее помогал, чем был обузой. Ну да ладно. Дальше больше - проплывающий мимо катер с партийным архивом, естественно, по законам жанра не берет девушку на борт, она сама выбирается на берег, а катер взрывается на той же самой мине, которую едва ли не благословляет Надя. В общем, трэш, да и только. Да и предсказуемость тоже. Если девушка убегает от немца с очевидными намерениями, то она обязательно забегает в сарай и, конечно, дочь Михалкова не может быть изнасилована, поэтому там лежат вилы и прилагающаяся к ним женщина, дабы Надюша не взяла на себя еще и грех убийства. Если гэбист или партработник, то непременно негодяй, если штрафник, мулла или священник, то непременно герой. И это еще не вопиющие эпизоды. Вывод: заштамповались, дорогой Никита Сергеевич.
Отсюда ходульные актерские работы Михалкова и Меньшикова, и даже Гафта, Петренко, не говоря уже о всяких там Толстогановых и прочих сериальщиках. Из звезд стоит выделить разве что Евгения Миронова, вытащившего на обаянии эпизод с совместным боем кремлевского полка и штрафников (!). Да, пожалуй, вписавшегося в общий контекст собственных эпизодов Евгения Стычкина. Странно, но комические эпизоды получились интереснее и эмоциональнее трагических. Последние испортил чрезвычайный натурализм - ненормативная лексика к месту и не к месту, летящие задницы (буквально), муляжи оторванных рук-ног-мяса, но именно что муляжи. Парадоксальный союз натурализма и ненатуральности.
Правда, отменно снятый и под отличную музыку. Оператор Влад Опельянц почти избавился от клиповых клише, чем грешат очень многие, и стал мастером большого стиля. А Эдуард Артемьев, хотя и растерял мелодическую составляющую, но все же сохранил эмоциональную мощь. Но и здесь вышла проблема - музыка включается порой как-то не к месту. Но это уже не проблема композитора.
Обидно, что действительно талантливый актер и режиссер Никита Михалков превратился в агитатора и пропагандиста новой эпохи, которым был и его отец в эпохе прежней (при всем к нему уважении). Такое уже просматривалось и в "Сибирском цирюльнике", и в "12", но достигло апогея здесь. И вновь исторические неточности (точнее смачные ляпы), скрытые, казалось бы, за огромным бюджетом и экшном (перевожу - непрекращающимся действием). И вновь потрясающий апломб собственной правоты и претензии на истину. Но самое главное, что за всей этой махиной истины-то, живой мысли и не просматривается. Мысль о том, что война сломала много человеческих жизней, мягко говоря, не нова и гораздо лучше решена шедеврами советского кино: "Летят журавли", "А зори здесь тихие...". Тема Великого кино (или эпопеи) тоже решена раньше и не только отечественными режиссерами - "Они сражались за Родину" (солдатское измерение), "Освобождение" (официальное измерение), "Спасти рядового Райана" (зарубежное измерение в духе того же натурализма) и т.д. и т.п. В низком увидеть трагическое тоже не получилось - употребление слова "жопа" и "б...ь" как-то не способствуют трагическому накалу, да и мастерства не хватило. Характерен финальный эпизод, где Надя демонстрирует... Ну, в общем, кто смотрел, тот поймет. Абсолютная фальшь, вызывающая легкую оторопь и недоумение. Не смущение даже. Подкупает желание Никиты Сергеевича показать абсурдность войны, нелепость и жестокость этого абсурда... Но эта идея как-то не до конца просматривается, что ли... В общем, неудача, хотя замах был на рубль.
Все, нет больше сил описывать свои впечатления. Резюмируем. Идя на фильм, шедевра, откровенно говоря, и не ожидал. Но все же оставалась надежда на то, что Михалков хотя бы профессионализм оставит при себе. "От "Сибирского цирюльника" тоже не было восторгов в содержательном плане (как, кстати, и в историческом), но было знание, что сделано все профессионалом. В "Утомленных солнцем 2" небрежность стала проявляться не только в подборе материала, но и в сугубо кинематографическом плане. Оттого и обидно, что, хоть и не гений, но замечательный мастер Никита Михалков перестал "страдать" самокритикой, ударившись в "самодержавие, православие, народность", семейственность (странно, что в его эпопее не задействованы другие родственники, помимо дочерей), коммерцию (бюджет в 55 млн. $ при явном прицеле на телесериал) и другие тяжкие. Итог: Дикий ужас!
p.s. Ждем от Михалкова хотя бы что-нибудь наподобие "12". О фильмах уровня "Урги", "Обломова", "Неоконченной пьесы..." даже и мечтать не приходится. Слишком высоко летит г-н Михалков.
Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (24.04.2010)
Просмотров: 529
Всего комментариев: 0
avatar
close