Училка XXI века

Виктор Ольшанский. УЧИЛКА XXI ВЕКА (Фантастическая история в 2-х частях)
(от 10 лет) 

Реж. Борис Гранатов.
Спектакль Театра для детей и молодёжи.
Вологда

Действующие лица и исполнители:

НЭНСИ АЛЛЕН, училка № 23638/а041 Лариса Кочнева, Яна Лихотина

МАРК Александр Андрюшин, Василий Лимонов

ОТЕЦ Александр Лобанцев, заслуженный артист РФ Игорь Рудинский

МАТЬ лауреат Государственной премии Вологодской области, заслуженная артистка РФ Елена Авдеенко, Ольга Юганова

ДЖЕККИ, лауреат Государственной премии Вологодской области Алёна Данченко,
Анна Терентьева

УЭНДИ КЛАРК,  старший менеджер фирмы «Завтрашний день»
заслуженная артистка РФ Валентина Бурбо, Наталья Исаева

НАЛАДЧИК,  фирмы «Завтрашний день» Александр Ефремов, Надежда Старикова

РОБОТЫ-ПОЛИЦЕЙСКИЕ Александр Андрюшин, Илья Греднев, Александр Ефремов, Сергей Закутин, Андрей Камендов, Василий Лимонов, Александр Лобанцев, Анатолий Макаровский, Игорь Рудинский

2019
Оценка 6,5
Сравнительно недалёкое будущее (в оригинале пьесы, правда, век был XXII век). На сцене семья Трайверов - властный отец, большая шишка в мире будущего, отрешённая от мира мать, пропадающая в шлеме виртуальной (телевизионной) реальности, и сын-подросток, прячущий слегка нестандартную и незаконную девушку с некой космической станции, но мечтающий стать рекламщиком, неплохо ваяя слоганы. Папа приобретает сы́ночке робота пятого поколения, который заменяет учителя. Одна беда - папа не в курсе, что к ним в дом пробралась под видом этого робота вполне живая учительница. 
Трудно поверить, но учительница в пьесе просто хочет учить, считая живого учителя лучше робота, а групповое обучение эффективнее индивидуального. В общем-то с этим даже хочется согласиться, но... Постановка в этом почему-то не до конца убеждает, как и в критике общества потребления (хотя виртуальный шлем очень эффектно превращает маму Трайверов почти в труп) и милитаризации будущего (опять же эффектные, антуражные, но больше напоминающие рекламные отбивки полицейские). Все эти элементы не срастаются в композицию - то ли пафос мешает, то ли лакуны в сюжете, то ли несовершенство режиссуры... И тема отчуждения в жизни подростка вроде б намекается, а финал и вовсе призывает к самопожертвованию, причём коллективному... Но... Не греет.
Почему? Ведь это редкий гранатовский спектакль, который не старается эпатировать, лишён цинизма и говорит на правильные темы и работает на аудиторию, которая его смотрит - школьников то есть. 
Проблема в том, что он пляшет от собственной дидактичности, а не от мировоззрения зрителя, который все равно сидит в планшетах, верит в репетиторов, а не в себя и учителя, живёт предлагаемыми тестами, а не собственным выстраданным выбором и вполне искренне может не понимать, а что же в этом всём плохого? Хорош был бы диалог, но остаётся монолог, притом не всегда аргументированный. 
И всё же стоит сказать нашему ТЮЗу спасибо - за уважение к профессии учителя, за понимание, что творчество должно и про ценности вспоминать, да и за актуальность тоже. В конце концов и фантастика нечастый гость в театре - и это тоже неплохо. Надеюсь, что актуальность и уважение вполне искренни, а не выполняют заказ... Будь он государственный или коммерческий - ведь именно учителя обеспечивают наши театры посетителями. 

Категория: Кино-Театр | Добавил: smidmi79 (31.08.2019)
Просмотров: 323
Всего комментариев: 0
avatar
close